Татарстан социологически един
Даже по опросам КПРФ «Единая Россия» набирает больше 70%
«Единая Россия» и КПРФ — единственные партии, которые уверенно проходят в Госсовет Татарстана. Об этом свидетельствует соцопрос, проведенный по заказу коммунистов. Ранее схожие данные опубликовали структуры, близкие к партии власти. ЛДПР и «Справедливая Россия» ставят под сомнение такие исследования. Политологи считают, что эти партии близки к проходному барьеру, однако указывают, что в пользу единороссов будет работать административный ресурс.
В распоряжении „Ъ“ оказались результаты предвыборного телефонного опроса, проведенного Центром исследований политической культуры России по заказу ЦК КПРФ. Всего с 13 по 25 июня было опрошено 1,2 тыс. человек из 19 населенных пунктов (как городских, так и сельских) Татарстана. Статистическая погрешность не превысила 3,6%. Участникам исследования предлагали ответить, пойдут ли они на выборы в Госсовет Татарстана 14 сентября, а также «если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то за кандидата от какой партии» они бы проголосовали?
Согласно итогам опроса, в выборах могут принять участие более 80% жителей республики. 45% респондентов, заявили, что «однозначно» придут на участки. Еще 37% на вопрос: вы будете голосовать? — ответили: скорее всего, да.
Фаворитом гонки ожидаемо стала «Единая Россия» — ее собираются поддержать 30% опрошенных, или 75% из тех, кто собирается голосовать и уже определился с выбором. Второе место у КПРФ — 6% опрошенных, или 14% от определившихся. ЛДПР набирает среди определившихся 3%, «Справедливая Россия» и другие партии (не указано, какие) — менее 1%. При этом большинство на момент проведения опроса еще не знало, за кого будет голосовать. «Пока не определился» ответили 43% респондентов, 2% (или 5% от числа определившихся) готовы поддержать только «независимого» или беспартийного кандидата, 1% собирается портить бюллетень.
Напомним, на выборах в Госсовет Татарстана будут избраны 100 депутатов: 50 — по одномандатным округам, 50 — по партспискам. Партиям необходимо преодолеть барьер 5%. Участвуют «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, а также «Родина», Родная партия и «Коммунисты России». На выборах 2009 года единороссы получили 79,31% (провели по партсписку 44 депутата, еще 43 выдвиженца партии выиграли в округах), КПРФ — 11,15% (шесть мандатов). «Справедливая Россия» и ЛДПР проходной барьер не преодолели — они получили 4,83% и 3,08% соответственно. Другие политические силы на мандаты в Госсовете тогда не претендовали.
Ранее свой вариант рейтинга электоральных предпочтений татарстанцев (опрос проводился в июле фондом «Общественное мнение — Татарстан, подробнее см. „Ъ“ от 8 августа) обнародовал экспертный совет по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при Казанском федеральном университете. Согласно ему, большинство жителей республики также готово отдать свои голоса за «Единую Россию» — 69,7% от числа определивших с выбором, или почти 80% среди тех, кто идет на выборы и знает, за кого голосовать. У КПРФ, по мнению экспертного совета КФУ, рейтинг был всего 9% (или чуть более 10% от определившегося с выборам электората). ЛДПР и «Справедливая Россия» набирали менее 5%. «Опросы различных структур показывают, что в Госсовет проходят только две партии: „Единая Россия“ и КПРФ. Но, конечно, у КПРФ не может быть всего 9%. Рейтинг 14% больше соответствует действительности. Причем сейчас он значительно вырос, потому что эйфория поддержки власти прошла»,— заявил вчера „Ъ“ глава избирательного штаба коммунистов в Татарстане Артем Прокофьев.
Однако в ЛДПР и «Справедливой России» не согласны, что в Госсовет пройдут всего две партии. «Рейтинг „Единой России“ действительно высокий, а по поводу коммунистов я не думаю, что у них 14%»,— заявил „Ъ“ замкоординатора ЛДПР Сергей Гущин. Он также не согласен, что его партия наберет всего 3%: «У нас приезжал депутат Госдумы и он сказал, что проводился срез по Татарстану — у нас 7–7,8%».
«Кроме смеха опрос, в котором у нас 1%, ничего не вызывает»,— говорит глава татарстанских справороссов Рушания Бильгильдеева, которая полагает, что коммунисты занизили «Справедливой России» рейтинг, поскольку та «наступает на пятки» КПРФ. Она предложила «дожить до выборов», чтобы убедиться, что «„Справедливая Россия“ точно проходит в Госсовет». «Я еду с митинга. Вышла на сцену, так меня и представлять не надо — все знают»,— аргументировала госпожа Бильгильдеева.
Политолог Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев называет партийные опросы «любопытными», поскольку они «стремятся кого-то завысить, кого-то занизить». Он напоминает, что справороссы тоже публиковали исследование, где у них было 8%: «Теоретически, это возможно, но маловероятно, что они смогут собрать весь свой электорат». При этом 1% «Справедливой России» эксперт также ставит под сомнение. В Госсовет, по его словам, может пройти третья партия, поскольку рейтинги «Справедливой России» и ЛДПР близки к проходному барьеру. Что касается «Единой России», то господин Сергеев заметил, что даже ее конкуренты дают партии власти 70–80%. Впрочем, отмечает эксперт, эти 70% «нужно еще мобилизовать», для чего и применяются «административные рычаги», в том числе в виде досрочного голосования (подробнее о претензиях партийцев к досрочному голосованию см. вчерашний номер).