Хлам искусства

Самые масштабные инсталляции из предметов повседневного обихода

150 000 резиновых уточек для благотворительной регаты в пользу голодающих, 888 246 керамических маков для мемориальной инсталляции к столетию Первой мировой войны — количественный метод очень востребован в современном искусстве. Мария Бессмертная выбрала наиболее отличившихся в умножении сущностей художников и выяснила, сколько спичек, табуреток и рулонов туалетной бумаги уходит на инсталляцию



Материал: ботинки
Количество: 400
Автор: Тихару Сиота
Произведение: «Разговор с ДНК», 2004 год

Тихару Сиота. «Разговор с ДНК», 2004 год

Фото: Cory Grace

В конце августа в течение нескольких дней все посетители Галереи Артура М. Саклера Смитсоновского института могли наблюдать, как ученица Марины Абрамович и Ребекки Хорн Тихару Сиота из 400 старых ботинок, частных записок и 6,5 м красной пряжи создает инсталляцию "По континентам" — новую версию своей знаменитой работы 2004 года "Разговор с ДНК". Обувь для инсталляции была собрана в результате краудсорсинга, в записках — короткие истории о том, с чем или с кем связаны эти ботинки для тех, кто их принес, все вместе — сгусток коллективной памяти. Выставка "Перспективы" продлится до июня следующего года, тогда же в Венеции откроется биеннале современного искусства, на которой Сиота будет представлять Японию: по имеющимся сведениям, для биеннале она создаст инсталляцию из 50 000 ключей.


Материал: спички
Количество: 360 000
Автор: Клер Фонтен
Произведение: «P.I.G.S», 2011 год

Клер Фонтен. «P.I.G.S», 2011 год

Фото: Courtesy of the artist and Musac, Spain

Художница Клер Фонтен была придумана в 2004 году итало-английским дуэтом неоконцептуалистов Фульвией Карневаль и Джеймсом Торнхиллом как символ поколения, уставшего от политических стратегий образца 1968 года и выбравшего тактику "частного протеста". Работу, названную по аббревиатуре из названий стран Евросоюза, оказавшихся на грани банкротства, она впервые представила на 4-й Московской биеннале современного искусства в 2011 году. Сложенные из спичек карты Португалии, Италии, Греции и Испании были торжественно сожжены на закрытии выставки. В том же году серия, посвященная социальной и политической нестабильности современного мира, была продолжена торжественным сожжением карты США. С тех пор на выставках демонстрируются видеозаписи перформанса, единственный раз живьем инсталляция была воспроизведена в 2012 году для ретроспективы Клер Фонтен в Италии.


Материал: табуреты
Количество: 886
Автор: Ай Вэйвэй
Произведение: «Bang», 2013 год

Ай Вэйвэй. «Bang», 2013 год

Фото: Reuters

100 млн раскрашенных вручную фарфоровых семечек в галерее Tate, 9000 детских рюкзачков в Мюнхене, 1001 стул династии Цин в Касселе — едва ли есть другой художник, так же увлеченно превращающий повседневное в художественное посредством умножения, как Ай Вэйвэй. Одна из его последних работ — представленная на Венецианской биеннале 2013 года инсталляция "Bang", собранная из 886 деревянных табуретов ручной работы, традиционно передававшихся в Китае по наследству и практически исчезнувших во время культурной революции. В этом году инсталляция была воспроизведена во внутреннем дворе выставочного комплекса Мартин-Гропиус-Бау в Берлине, где прошла самая крупная европейская ретроспектива Ай Вэйвэя.


Материал: губная помада
Количество: 3500 тюбиков
Автор: Амер Шомали
Произведение: «Икона», 2012 год

Амер Шомали. «Икона», 2012 год

Палестинский художник Амер Шомали прославился в 2012 году, воссоздав из губной помады один из самых растиражированных образов XX века. Культовая фотография Эдди Адамса 1970 года — портрет руководителя боевого крыла Народного фронта освобождения Палестины Лейлы Халед с автоматом АК-47 в руках — превратила участницу двух захватов самолетов в символ освобождения женщин Востока. Для инсталляции общим размером метр на полтора Амеру Шомали понадобилось 3,5 тысячи тюбиков губной помады. Портрет был собран для выставки молодых художников в одном из самых влиятельных учебных заведений Палестины — университете Бирзейт.


Материал: игральные кости
Количество: неизвестно
Автор: Тони Крэгг
Произведение: «Сокрытие», 1995 год

Тони Крэгг. «Сокрытие», 1995 год

Фото: Getty Images/Fotobank.com

Тони Крэгг, один из ключевых представителей "новой британской скульптуры", делал настенные коллажи из домашней утвари, строил сложные композиции из бутылок и всякого хлама, но его визитной карточкой стала серия скульптур из игральных костей. Самая известная из них — "Сокрытие" — была впервые представлена на его сольной выставке в 1995 году, с пор трижды он пересобирал ее, каждый раз меняя строение и размер, поэтому до сих пор неизвестно точное количество игральных костей, которое он использовал. В последние годы Крэгг переключился на более традиционные для искусства материалы, но не так давно, в 2011 году, на ежегодной Парижской ярмарке современного искусства FIAC представил три новые скульптуры из игральных костей.


Материал: зубочистки
Количество: 100 000
Автор: Скотт Уивер
Произведение: «Продвигаясь по заливу»

Скотт Уивер. «Продвигаясь по заливу» (деталь)

В восемь лет в качестве школьного проекта Скотт Уивер построил из зубочисток миниатюрную копию моста Золотые Ворота в Сан-Франциско. С тех пор прошло 46 лет, и за это время мост оброс прилегающими территориями и превратился в двухметровую фантазию на тему Сан-Франциско. Кинетическая скульптура весом в 10 кг, "внутренности" которой соединены между собой специальной дорожкой, по которой Уивер запускает шарики для пинг-понга (общая длина "трассы" — около 4,5 м), последний раз демонстрировалась публике в 2009 году. Тогда же стало известно, что ее хотел приобрести филиал Музея Рипли в Сан-Франциско, коллекционирующий странности и диковинки со всего света, но Уивер продавать скульптуру отказался, сославшись на то, что работа над ней еще не закончена.


Материал: игрушечные солдатики
Количество: 10 000
Автор: Джо Блэк
Произведение: «Пролетарии всех стран — объединяйтесь!», 2013 год

Джо Блэк. «Пролетарии всех стран — объединяйтесь!», 2013 год

Фото: Getty Images/Fotobank.com

Серия из трех портретов Мао Цзэдуна, каждый из которых был собран из 10 тыс. вручную расписанных игрушечных солдатиков, была выполнена молодым британским художником Джо Блэком для его первой персональной выставки, прошедшей в лондонской галерее Opera Gallery в 2013 году. Собственный метод художник называет "рукодельной пикселизацией": все детали не только вручную раскрашены, но и особым образом выстроены — например, солдатики со вскинутыми ружьями устремлены в одну точку, к переносице Мао. Помимо Мао, в портфолио Джо Блэка еще несколько портретов: собранный из деталей конструктора Lego Уорхол, принцесса Диана из разбитых игрушечных машин, Дали из значков с изображением голых женщин и китайский солдат со знаменитой фотографии Роберта Капы 1938 года — тоже из игрушечных солдатиков.


Материал: рулоны туалетной бумаги
Количество: 1160
Автор: Уолтер Марчетти
Произведение: «Камерная музыка n. 211», 1991 год

Уолтер Марчетти. «Камерная музыка n. 211», 1991 год

Фото: The Fondazione Prada

Итальянский художник и музыкант, среди поклонников которого были Йозеф Бойс и Джон Кейдж, придумал серию "Камерная музыка", в которую вошла "Musica da camera n. 211", в 1974 году и занимался ею на протяжении всей жизни (в серию входит 300 работ). Идея Марчетти заключалась в том, чтобы посредством порядковых номеров работ объединить свои музыкальные эксперименты, перформансы и скульптуры в одну серию — и продемонстрировать несостоятельность жанровой музыкальной классификации в современном мире. Инсталляция "Musica da camera n. 211" — рояль, собранный из туалетной бумаги,— была впервые представлена публике в 1991 году на сольной выставке художника.


Материал: цветы
Количество: 20 000
Автор: Джефф Кунс
Произведение: «Щенок», 1992 год

Джефф Кунс. «Щенок», 1992 год

12-метровая скульптура, собранная из 20 тысяч цветов и оснащенная сложнейшей системой внутреннего орошения, вошла в историю искусства как месть Кунса "Документе". В 1992 году Кунс не обнаружил себя в списке 44 американских художников, приглашенных в Кассель, и предложил новый вариант одной из своих самых известных скульптур кураторам выставки Музея изобразительных искусств небольшого городка Арользен, находящегося в 40 минутах езды от Касселя. Выставка "Сделано для Арользена" открылась незадолго до начала "Документы" и из-за участия в ней Кунса вызвала ажиотаж, полностью перехватив внимание профессионального сообщества. В 1995 году "Щенка" заказал Сиднейский музей современного искусства (австралийский вариант состоял уже из 60 тыс. цветов), а в 1997 году его копия была установлена перед Музеем Гуггенхайма в Бильбао.


Материал: сигареты
Количество: 500 000
Автор: Ху Бинг
Произведение: «Первый класс», 2011 год

Ху Бинг. «Первый класс», 2011 год

Фото: Barcoft Media via Getty Images/Fotobank.com

200-килограммовая инсталляция в виде тигровой шкуры, состоящей из 500 тыс. сигарет, была собрана специально для сольной выставки знаменитого китайского художника, вице-президента Китайской академии изящных искусств Ху Бинга. Выставка 2011 года в Музее изящных искусств Вирджинии стала завершением "Табачного проекта" Бинга, начатого еще в 1999 году. Художник, чей отец был заядлым курильщиком и умер от рака легких, решил досконально изучить историю табачного производства и найти для него новое применение — практически все работы, представленные на выставке, были созданы из табака и его производных. Например, вдоль классической китайской картины XI века "Вдоль реки во время фестиваля Цинмин" художник выложил подожженную на открытии 9-метровую самокрутку, которая упиралась в 130-килограммовый куб из спрессованного табака.


Материал: чайные пакетики
Количество: 72
Автор: Александр Бродский
Произведение: «Без названия (72 чайных пакетика)», 1991 год

Александр Бродский. «Без названия (72 чайных пакетика)» (деталь)

Камерная, в сравнении с другими в этом списке, инсталляция была создана Александром Бродским в 1991 году: использованные чайные пакетики с нечеткими портретами и совсем расплывающимися подписями были выстроены в ровные ряды надгробий. В 2009 году на своей ретроспективе "Окна и фабрики" Бродский воспроизвел кладбище, на этот раз окружив его зеркалами и сделав, таким образом, бесконечным. В 2004 году из антикварных оконных рам он выстроил "Павильон для водочных церемоний", а в 2009 году из предназначенных на выброс дверей — "Ротонду".


Материал: пожитки
Количество: 15 000 предметов
Автор: Сун Дун
Произведение: «Не выбрасывай!», 2009 год

Сун Дун. «Не выбрасывай!», 2009 год

Фото: © Song Dong Tokyo Gallery + BTAP / Barbican Art Gallery

Инсталляция площадью 279 м, полностью состоящая из вещей покойной матери китайского художника Сун Дуна, была впервые представлена в 2009 году на его выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке. "Не выбрасывай!" (названием работы стал китайский лозунг времен культурной революции) — памятник страху нищеты, материнской бережливости и детству. В течение 50 лет мать Сун Дуна ничего не выбрасывала, старательно храня все, что можно сохранить: старую обувь, газеты, посуду, электронную технику, тюбики от зубной пасты, сломанные часы, пластиковые бутылки. Всего 15 тысяч предметов, разложенных по группам вокруг миниатюрной копии китайского дома, похожего на тот, где в детстве жил Дун.

Вся лента