Гитары не врут

Бек на iTunes Festival

Фестиваль рок

Радиомикрофонам Бек предпочитает микрофоны с проводом — это отличный элемент сценографии

Фото: ITunes Festival 2014

В Лондоне начался ежегодный музыкальный фестиваль iTunes Festival. На протяжении всего сентября ведущие музыканты самых разных жанров — от рэпа до рока и от техно до оперы — представляют свои новые программы в зале Roundhouse. Стартовым аккордом стал концерт Бека, на котором побывал БОРИС БАРАБАНОВ.

Круглая постройка The Roundhouse в лондонском районе Камден побывала паровозным депо, вискикурней и центром современного искусства, где в 1960-е выступали Pink Floyd, Дэвид Боуи и Led Zeppelin, а в новом веке — домом фестиваля BBC Electric Proms, где играли люди уровня Берта Бакарака, Keane и Oasis. Здесь же два года назад в последний раз поднялась на сцену Эми Уайнхаус. Это произошло на iTunes Festival, который в этом году проходит в восьмой раз.

iTunes Festival — мероприятие принципиально бесплатное. Билеты разыгрываются через веб-страницу iTunes Festival и с помощью медиапартнеров по всему миру. И еще есть призрачная возможность приобрести нереализованные билеты в день концерта в живой очереди. Но надежда на это мала. Концерты iTunes Festival в основном аншлаговые. И единственное, что остается меломанам,— это смотреть видеоверсии концертов онлайн. Хотя эта опция сама по себе беспрецедентное предложение. С открытием iTunes Store у россиян появилась возможность бесплатного доступа к прямым трансляциям и записям концертов. В этом месяце в The Roundhouse пройдет более 60 концертов, среди участников фестиваля Роберт Плант, Фаррелл Уильямс, 5 Seconds of Summer, Kasabian, Тони Беннетт, Blondie, SBTRKT, Rudimental, Ленни Кравиц, Кайли Миноуг и Пласидо Доминго.

Формально говоря, разминкой перед началом большого концертного марафона 1 сентября стал сет танцевального героя по имени deadmau5. А 2 сентября в The Roundhouse выступил Бек Хансен, который до этого семь лет не играл в Лондоне. На разогреве у него выступила солистка группы Rilo Kiley Дженни Льюис, которая только что выпустила альбом высококалорийного зрелого кантри.

У Бека в этом году после большой паузы вышло два альбома. "Morning Phase" — это коллекция атмосферных фолк-баллад, песенная лирика высочайшей пробы, продолжающая традиции дисков "Mutations" (1998) и "Sea Change" (2002). И вот буквально на днях Бек воплотил в музыке свой экстравагантный проект "Song Reader". Два года назад Бек выпустил под одной обложкой 20 партитур и предложил музыкантам присылать свои версии песен, сыгранные по его нотам. Теперь "Song Reader" представляет собой альбом, на котором среди прочих отметились Нора Джонс, Джек Уайт, Джарвис Кокер, Марк Рибо и Sparks. Звук пластинки чуть более пестрый, чем на "Morning Phase", но все же остается в рамках взрослой американы. От концерта стоило ждать чего-то такого же, неторопливого и значительного.

Появление Бека на сцене корреспондент "Ъ" мог сравнить только с Ником Кейвом во главе группы Grinderman — в том виде, в котором они несколько лет назад предстали перед зрителями Crocus City Hall. Группа неюных джентльменов буквально атаковала публику в первые же секунды. Стартовая песня "Devil`s Haircut" из альбома "Odelay" (1996) напомнила о совсем другом Беке — о временах, когда он грешил нойзом, альтернативным хип-хопом и лоу-фаем. На сцене одновременно звучали три электрические гитары, барабанные перепонки мгновенно взмолились о пощаде, а музыканты явно наслаждались произведенным эффектом, принимая картинные рок-н-ролльные позы и синхронно рубя воздух грифами. Оставалось только, чтобы Бек, подобно Кейву, бросился в зал. До этого не дошло, но кренделя музыкант выписывал знатные, вполне в духе Мика Джаггера, рубаха промокла сразу же, а шляпа мормонского проповедника чудом держалась на его голове.

Фактически все первое отделение было посвящено року и танцам, а в целом звук шоу определили жесткие и быстрые альбомы Бека "Odelay", "Midnight Vultures" (1999) и "Guero" (2005). Третьей вещью программы был самый громкий его хит — "Loser". Всегда интересно, что чувствует музыкант, исполняя вещь такого рода — единственную, по которой его знает та часть мира, что не инфицирована меломанским вирусом. Бек держался достойно, давал попеть поклонникам, но не сачковал, а главное, не дал ни секунды усомниться в том, что песня для него так же важна, как и все остальные, что он не устал от нее, что исполняет ее, не делая никому одолжения.

После вариации на тему "I Feel Love" Донны Саммер Бек все же обратился к материалу "Morning Phase" и среди прочего даже исполнил "Wave" — готический номер почти оперной степени помпезности. После чего вернулся к танцам, гимнастике и поединкам с микрофонным шнуром и к концу шоу довел число звучащих электрогитар до четырех — это больше, чем у Iron Maiden. Легкие помарки вроде микрофонного свиста или плохо подзвученного банджо только усиливали общий хулиганский настрой вечера. Аккомпаниаторы Бека на исходе шоу буквально передрались, повалились прямо на сцену, и в итоге их, бездыханных, утащили с подмостков техники, а Бек растянул перед зрителями желтую полицейскую ленту с надписью "место преступления". На бис Бек исполнил беззастенчивый оммаж Принсу "Debra", а затем представил всех коллег в ходе экстатического джема на тему "Where It`s At" с вкраплениями The Rolling Stones и Рода Стюарта.

Вся лента