ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЯТИ ЧАСТЯХ

REVES D`AILLEURS ОТ BOUCHERON

АННА МИНАКОВА

Креативный директор Boucheron Клер Шуан за несколько лет работы на ювелирный дом зарекомендовала себя как прекрасный исследователь творчества Фредерика Бушерона. Она тщательно изучает архивы, находит в них отправные точки и темы для создания новых украшений. И в этом нет ничего удивительного — многие дизайнеры именитых марок поступают так же. Но Клер обходится с историческим материалом особенным образом: она не просто находит оригинальную застежку, закрепку или огранку, не просто интерпретирует на современный лад узнаваемую форму украшения, она рассказывает истории. Каждая ее коллекция реконструирует часть истории Boucheron и легендарного основателя дома. В новой коллекции под названием Reves d`Ailleurs она решила вспомнить путешествия семьи Бушерон и ее связи с далекими странами.

Каждая из пяти частей новой коллекции — ювелирный оммаж конкретному месту на карте. Начинается ювелирное путешествие в Индии, c которой дом Boucheron связывали особые отношения. Первая поездка Луи Бушерона в Индию состоялась в 1909 году, а в 1928 году махараджа Патиалы заказал в Boucheron 149 изделий с принадлежавшими ему бриллиантами, рубинами и изумрудами. Глава Fleur des Indes собрала в себе и весьма сдержанные два кольца Joy и Joya из белого золота с паве из бриллиантов и центральными кабошонами — колумбийским (15,55 карата) и замбийским (19,14 карата) изумрудами, и вдохновленные богато декорированными прудами дворцов кольца Indian Palace с центральным опалом, аметистом, халцедоном, турмалином и танзанитом в окружении разных — от листьев пальмового дерева из бесцветных бриллиантов до абстрактных геометричных композиций, выделяющихся сочетанием цветов драгоценных камней,— мотивов, и такие весьма "туристические ассоциации", как цветок лотоса. Исполнен последний, правда, совсем не для туристов, а словно для взыскательных махарадж: брошь, серьги двух разных размеров, широкий браслет и кольцо Nymphea в виде цветка распустившегося лотоса созданы в белом золоте с лепестками из перламутра в обрамлении бриллиантового паве и тычинками и сердцевиной из синих сапфиров огранки кабошон. Но настоящим "цветком Индии" — и это признают в самом Boucheron, давая именно данному колье заглавное название Fleur des Indes,— стало ожерелье с подвеской-кисточкой из белого золота и платины с бесцветными бриллиантами разной огранки (классической бриллиантовой, багетной и огранки "принцесса" общим весом около 33 карат) и центральным колумбийским изумрудом в 188,79 карата, гравированным в Индии в XVII веке.

Особенно стоит отметить два раздела коллекции — посвященную Китаю Pinceau de Chine и вдохновленную Россией Splendeurs de Russie. Здесь нет никаких драконов, восьмерок и кокошников. Китайская часть вдохновлена искусством каллиграфии (сет Calligraphique из белого золота, бриллиантов и любимого в Boucheron горного хрусталя) и тонкими лианами (сет Liana из золота с бриллиантами). Российская часть стала ювелирным воспоминанием о тесных связях Бушерона с Россией: открытие бутика в Москве состоялось в 1897 году, в Санкт-Петербурге — в 1911-м. Splendeurs de Russie сдержана в цвете — белое золото, бриллианты, деликатные акценты синих сапфиров и красных рубинов в отдельных украшениях, лаконичная в формах, зато по-имперски роскошна. В этом разделе собраны одни их самых знаковых изобретений Бушерона — и колье "знак вопроса", впервые появившееся в 1883 году, и колье, трансформирующееся в тиару. Сюда же вошли и ювелирные часы Plume de Lumiere, Reflet Pompon и Cristal de Lune, которые публике уже показывали — на выставке Baselworld 2014. Возможно, они были задуманы как часть будущей коллекции Reves d`Ailleurs, а может быть, просто удачно пришлись ко двору своей холодной величавой красотой, ведь российская часть коллекции призвана напомнить о русской зиме, сковывающих реки льдах и пушистом снеге — именно такой мог запомнить русскую зиму Бушерон.

Японская часть Rives du Japon переносит зрителя в 1910-е, когда в Boucheron были увлечены Страной восходящего солнца. В разделе — кольцо, серьги и колье-трансформер Ricochet с длинной подвеской, ниспадающей по спине, подвеску можно отстегнуть и носить отдельно как брошь. Необычный мотив, воплощенный в хрустале, бриллиантах и синих сапфирах, по сути, дань японской созерцательности — наблюдениям за кругами на воде, оставляемыми брошенным камешком. Асимметричное колье Rivage, выполненное в бриллиантах и синих сапфирах, отсылает к творчеству Хокусая (его "Большой волной" была вдохновлена и тиара 1910 года). Волну Хокусая можно узреть и в аккомпанирующих колье часах, включая ювелирно оформленный знаменитый турбийон Girard-Perregaux с тремя мостами, браслете и кольце. Кольца Joy перекликаются с изделиями индийской части не только названием, но и дизайном, только центром композиции стали уже не кабошоны изумрудов, а аквамарин (15,64 карата) и цейлонский сапфир (21,96 карата) огранки "сахарная голова". В части Joy по-японски есть и колье — перекликающееся с прошлогодним Perles D`Eclat со "взрывами" бриллиантов внутри хрустальных сфер. Правда, взрывы на сей раз выполнены в цвете — бесцветные бриллианты сочетаются с ярко-синими сапфирами.

Впечатляющей получилась и часть Tresor de Perse. В Boucheron с сокровищами Персии хорошо знакомы — в 1930-м шах Ирана поручил Луи Бушерону оценку императорской казны. Современная Tresor de Perse — это и кольцо из хрусталя с уникальным сапфиром весом более чем 15 карат, и графичный сет Ispahan c гравированными аметистами или гемматитами, и потрясающее колье Tresor de Perse с ритмичным рисунком бриллиантов, хрусталя и сапфиров. Сказочная Персия получилась манящей и пряной даже в холодной бело-синей гамме, преобладающей во всей коллекции Reves d`Ailleurs.

ТЬЕРИ РОБЕР, ГЕММОЛОГ BOUCHERON

Изумруд, ставший центром колье Fleur des Indes, и сапфир, закрепленный в кольцо Tresor de Perse,— камни уникальные даже в сравнении с другими камнями, которые мы используем в своих украшениях, а ведь у каждого из них есть история! Могольский гравированный изумруд весом 188,8 карата относится к XVII веку, это сокровище принадлежало махарадже, мы предполагаем, что он носил его в качестве украшения для головы или пряжки ремня.

Сапфир Tresor de Perse в 15,26 карата — мой любимый камень во всей коллекции Reves d`Ailleurs. Он в свое время был продан императорской семье Ирана, и мне очень повезло найти его и выкупить обратно. Для меня этот сапфир — символ всей коллекции, а созданное с ним украшение — дань уважения Фредерику Бушерону и семье Бушерон, настоящим хранителям сокровищ Ирана.

Вся лента