ИСКУССТВО И ВРЕМЯ

ПРОЕКТ AUDEMARS PIGUET ART COMISSION

АЛЕКСЕЙ ПАНТЫКИН

Сотрудничество между часовыми марками и миром искусства — явление относительно новое, но быстро развивающееся. Пионером тут выступил дом Cartier в 1984 году. Интересы и деятельность Фонда современного искусства Картье (Fondation Cartier pour l'Art Contemporain) простирается от организации всевозможных выставок до заказа и спонсирования создания произведения искусства для одной из своих тематических экспозиций. Не забывает Cartier и о поиске и поддержке молодых талантов, чьи произведения регулярно выставляются в фонде.

Немецкая мануфактура Monblanc в рамках коллекции современного авангардного искусства Montblanc Cutting Edge Art Collection с 2002 года собирает работы начинающих художников со всего мира, заказывая им произведения, интерпретирующие логотип фирмы — шестиконечную звезду.

Одна из старейших швейцарских мануфактур Vacheron Constantin несколько лет назад инициировала создание Культурного фонда женевского Музея Барбье-Мюллера, способствующего сохранению этнографического, художественного и культурного наследия малых и исчезающих народов. Для некоторых, как, например, марки Jaeger-LeCoultre,— это единичные проекты: в этом году благодаря ее инициативе и кураторству к столетию самого знаменитого персонажа Чарли Чаплина Бродяги была открыта фотовыставка в Музее Д'Элизе в Лозанне.

В нынешнем году в полку покровителей искусств прибыло: о создании специального проекта поддержки современного искусства Art Comission объявила мануфактура Audemars Piguet.

Началом "арт-одиссеи" Audemars Piguet можно считать их решение стать спонсорами одной из самых крупных выставок современного искусства "Арт-Базель". Частью этого проекта, стартовавшего в прошлом году, стала идея создания собственного стенда, оформленного избранным начинающим художником. При этом инсталляция демонстрировалась во всех трех городах, где проходит "Арт-Базель": собственно в Базеле, Гонконге и Майами. В этом году лаунж Audemars Piguet был разработан молодым французским дизайнером и архитектором Матье Леаннером (Mathieu Lehanneur). Замысловатая инсталляция в виде огромных каменных валунов, напоминавших о сказочной природе Ле-Брассю, местечке, где находится штаб-квартира мануфактуры, смело объединяет искусство, природу, технологию и искусство. Скалы лишь их имитация, созданная благодаря новым разработкам полиуретановых смол. Этот необычный пример экологического дизайна, в котором природные формы сочетаются с фактурой и геометрией стеклянных и металлических поверхностей импровизированной часовой лаборатории и витрин с часами, не мог не подтолкнуть Audemars Piguet к следующему шагу. Собственно проект Art Comission — официально оформленная концепция того, что хотели бы поддерживать и видеть его инициаторы на выставках "Арт-Базель" и не только.

Идея в том, чтобы избранный ежегодной художественной комиссией художник — начинающий или уже с именем — имел возможность создать одно большое произведение искусства любого жанра. Ему будет предоставлена полная свобода, хотя предпочтение отдается проектам, вдохновленным синтезом искусства, механики, технологии и науки.

Со своей стороны Audemars Piguet готов предоставить любые необходимые технологические разработки, производителей, доступ в научно-исследовательские центры, специалистов по дизайну, которые будут необходимы для того, чтобы авторы могли полноценно реализовать свой проект.

Но Audemars Piguet тоже рассчитывает извлечь из этого определенный опыт. Об этом говорит директор по маркетингу Тим Сейлер: "Есть много общего между созданием часов и созданием произведения искусства. Мы хотим, чтобы коллекционеры оценили наши знаменитые часы. Но мы также хотим, чтобы художники вдохновляли нас, давали нам творческий толчок, а также возможность увидеть, как они мыслят".

Имя выбранного художника, чья работа дебютирует в Базеле в 2015 году, будет объявлено первым приглашенным куратором проекта Марком Оливье Валером, в прошлом директором парижского центра современного искусства "Пале де Токио", уже довольно скоро.

Вся лента