Парад драгоценностей
Коллекция Cartier Royal
Браслет, золото, танзанит, бриллианты, горный хрусталь, оникс
Колье с бриллиантом в 30,21 карата, платина, бриллианты, жемчужина; сам бриллиант можно носить и как центральный камень кольца
Тиара с "Королевской жемчужиной", платина, бриллианты, жемчуг
Браслет, платина, изумруды, бриллианты
Кольцо, золото, турмалин "кошачий глаз", сапфиры, бриллианты
Браслет, платина, сапфиры, бриллианты, лак
Браслет, платина, аквамарин, оникс, изумруды, бриллианты
Браслет, золото, оникс, изумруды, бриллианты
Компания Cartier участвует в Биеннале антикваров с 1964 года, но почивать на лаврах заслуженного ветерана выставки никто в доме не собирается. Дизайнеры, геммологи и ювелиры фирмы и соревнуются-то словно не с другими допущенными в Гран-Пале, а сами c собой, ставя задачи, которые практически неисполнимы.
В нынешнем году главной темой коллекции Cartier Royal стали редчайшие драгоценные камни. А есть тут и идеальный по цвету, чистоте и огранке бесцветный грушевидный бриллиант (цвет D, чистота IF) весом 30,21 карата, и кашмирский сапфир 29 карат эталонного синего цвета, и бирманский рубин более 8 карат, и крупная (21,82 x 17,6 x 16,4 мм) жемчужина с королевским провенансом, сравнимым разве что с провенансом знаменитой "Перегрины". The Royal Pearl была частью коллекции драгоценностей королевы Англии и императрицы Индии Марии Текской. Еще два поколения жемчужина передавалась по наследству в королевской семье, после чего след ее затерялся, но в современной истории она вновь блистает стараниями Cartier.
Cartier Royal — это вообще настоящий Cabinet de curiosites, собрание геммологических редкостей. Но Cartier не была бы Cartier если бы и эту задачу — создать коллекцию из более чем сотни украшений с редчайшими камнями — не усложнила до предела.
Первая сложность была в том, что все камни были найдены геммологами специально для данной коллекции, ни один из них не находился в архивах фирмы. А это означает не только то, что за два года — а именно таков цикл подготовки коллекции — была собрана впечатляющая коллекция камней и жемчуга, но и то, что ни один дизайн украшения не разрабатывался до того, как тот или иной драгоценный образец не был найден и приобретен.
Что же касается самого дизайна, то эстетическая его сторона и техническая сложность не уступают редкости и ценности камней и жемчуга. Так, "Королевская жемчужина" становится центром колье, трансформирующегося в тиару. Еще один удивительный трансформер — бандо, которое собирается из браслетов. А уже упомянутый "Идеальный бриллиант" 30,21 карата и вовсе предлагает новый уровень трансформации — ранее в Cartier не встречавшийся камень можно носить и как подвеску в колье, и как центральный элемент кольца. Еще одно новое превращение, которое предлагают дизайнеры Cartier,— брошь с рубеллитами, которую можно носить как пряжку для ремня.
Коллекция не могла остаться без пантеры, ведь символу в нынешнем году исполняется 100 лет — первые часы с мотивом пантеры дом создал в 1914 году, но кроме уже привычных хищных мотивов Cartier подготовила и ювелирный сюрприз: браслет с крокодилом. В 1975 году колье с крокодилами заказала ювелирам дома актриса Мария Феликс — это был первый прецедент создания украшения haute joaillerie с данным мотивом в Cartier. Колье Марии Феликс можно было видеть на выставке "Cartier: стиль и история", проходившей с декабря 2013-го по февраль 2014-го в Париже. И вот Cartier решает вернуться к этому непривычному для себя символу. Но новый крокодил с колумбийскими изумрудами тоньше, меньше, субтильнее. "Нам надо было подчеркнуть красоту колумбийских изумрудов, а не выпятить крокодила",— говорит дизайнер направления haute joaillerie фирмы Жаклин Карачи.
Дизайн многих украшений призван не только подчеркнуть красоту камня, но и рассказать его историю, напомнить о стране, месторождение которой подарило его миру. Так, бирманский рубин более 8 карат окружен очень деликатным мотивом лотоса. В других украшениях с рубинами, уже мозамбикскими, использованы мотивы национальных колье, а в ожерелье с африканскими бриллиантами мотивом стала "ползущая по пескам пустыни змея". Правда, мотив этот не так просто считывается: если тебе не объяснят идею, то украшение может показаться совершенной абстракцией. Другая великолепная абстракция — браслет с уникального оттенка негретым танзанитом огранки "сахарная голова" (с танзанитами в Cartier обычно не работают, но тут сделали исключение): его дизайн вдохновлен "Килиманджаро в облаках", прорисованным при помощи горного хрусталя и оникса, а сама форма призвана напомнить этнические африканские браслеты. Цейлонский сапфир той же огранки "сахарная голова" уже рассказывают другую национальную историю — окружающий камень мотив напоминает, опять же с предельной долей условности, национальные шри-ланкийские шапочки. И подобная деликатность прорисовки образов Cartier Royal очень к лицу.
Вообще Cartier Royal — крайне сложная для восприятия коллекция, сложная просто потому, что отчаянно хочется выдохнуть, найти хоть одно проходное украшение в этом драгоценном параде, но такого попросту нет. Это собрание звезд. Будь то ювелирное украшение, часы haute joaillerie, настольные часы или арт-объекты — все это, как обычно, присутствует в коллекции Cartier для биеннале.