Вьетнам

Автопром

В качестве одного из стратегически важных рынков для сбыта своей продукции российский КАМАЗ рассматривает именно Вьетнам. Совместно с госкомпанией «ВИНАКОМИН» автогигант открыл на территории этого государства свой сборочный завод. За время работы было освоено производство 5 моделей и собрано 1806 автомобилей КАМАЗ. Также российский производитель приобрел 37,64% акций предприятия «ВМИК», входящего в «ВИНАКОМИН». Впрочем, на вьетнамском рынке КАМАЗ столкнулся с проблемой конкурентоспособности – китайские грузовики значительно дешевле, и их покупают охотнее. В связи с этим КАМАЗ принял решение специально для Вьетнама на базе более дешевых комплектующих разработать лоукост-модель. Для этих целей планируется использовать мощности сборочного завода КАМАЗ в Индии – KVML.

Несколько лучшим образом обстоят дела с дорожно-строительной техникой. В частности, российский «ЧТЗ-Уралтрак» располагает 33% акций в СП «ВУ-ТРАК», созданном в городе Хошимин совместно с вьетнамской госкомпанией «Лунг-Ло». Во Вьетнаме популярны российские бульдозеры – их собирают на мощностях АК «ВУ-ТРАК». Кроме того, «ЧТЗ-Уралтрак» сотрудничает по этой части с компанией «Зуен Ха» – на первых порах она получает из России бульдозеры в разобранном виде и осуществляет их сборку, но в дальнейшем начнет производить отдельные узлы и агрегаты на своих предприятиях.

Авиапром

Вот уже несколько лет ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) предпринимает попытки продать вьетнамским авиакомпаниям свой лайнер SSJ-100. В 2011 году ГСС выиграла тендер национального авиаперевозчика Вьетнама Vietnam Airlines. По итогам технической части конкурса она получила запрос на коммерческое предложение по поставке 10 самолетов SSJ-100 и опцион еще на 10 единиц. Но все карты спутало крушение демонстрационного лайнера SSJ-100 в Джакарте в мае 2012 года. Лишь через пять месяцев после авиакатастрофы России удалось возобновить контакты с Вьетнамом по поводу самолетов этой серии. Через полгода, в апреле 2013 года, поставка SSJ-100 на первый взгляд уже считалась решенным делом, поскольку ее утвердили на заседании межправительственной комиссии двух стран. Еще через полгода, в ноябре 2013 года, лично Владимир Путин поднимал вопрос о продаже SSJ-100 во Вьетнам и возможности создания местного центра по их обслуживанию.

Россия также предлагала организовать подготовку летного состава и технического персонала для SSJ-100, а также локализовать производство комплектующих. Однако в это время авиакомпания Vietnam Airlines уже передумала расширять свой региональный воздушный флот. В качестве альтернативного покупателя ГСС сейчас рассматривает перевозчика VietJet. Кстати говоря, с этими же двумя вьетнамскими авиакомпаниями российская корпорация «Иркут» ведет консультации о поставках перспективных авиалайнеров МС-21, которые в настоящее время разрабатываются в международной кооперации.

Химическая промышленность

Довольно необычный проект связывает Вьетнам и Россию в области химического производства. Российский «Научно-исследовательский институт резиновой промышленности» (НИИРП) поможет организовать цикл создания прорезиненной ткани на основе вьетнамского шелка для нужд Мавзолея Президента Хо Ши Мина. Из этой ткани будут изготовлены специальные комбинезоны. В настоящее время НИИРП формирует рекомендации для вьетнамской стороны по выбору оборудования и поставщика. Известно, что президента Хо Ши Мина бальзамировали по тем же технологиям, что и Владимира Ильича Ленина. До сих пор все материалы, необходимые для хранения останков вождя Вьетнам закупал у России, но теперь хочет наладить на своей территории независимое производство.

Это не единственный проект, связанный с тканями. На базе Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке вьетнамцы летом прошлого года предложили России создать совместное инновационное производство высокотехнологичных изделий из тканей. Планируется, что предприятие будет выпускать изделия на основе достижений университета в области химии, а также форменную и рабочую одежду, постельное белье и одеяла. Как отмечают в Минпромторге РФ, Вьетнам намерен выступить в качестве инвестора и профинансировать проект в размере 100 млн руб. из заемных средств. Университет, в свою очередь, выбрал подходящее место для предприятия и разработал технико-экономическое обоснование реконструкции своей инфраструктуры под этот проект. Генподрядчика, как ожидается, выберет сам инвестор. Часть рабочей силы будет привлекаться по квоте из Вьетнама.

Со своей стороны, Россия тоже планирует открывать во Вьетнаме новые химические производства. В провинции Пху Тхо компания «ИНТЕРТЕСТ» готова построить «под ключ» завод по производству серной кислоты на базе местного предприятия LAFCHEMCO. В ответ вьетнамцы согласились на участие россиян в тендере, проведение которого назначено на октябрь 2014 года. Выражая серьезное намерение выиграть в конкурсе, «ИНТЕРТЕСТ» открыла офис в Ханое. В рамках международного консорциума к реализации проекта компания также планирует подключить мирового лидера в области создания серной кислоты – итальянскую «Десмет Баллестра С.п.А».

Металлургия

Та самая вьетнамская госкомпания «ВИНАКОМИН», вместе с которой КАМАЗ открыл сборочный завод, имеет также деловые контакты с российским титановым холдингом «ВСМПО-Ависма». Еще с 2011 года обсуждается перспектива открытия во Вьетнаме полноценного завода по производству титанового шлака (60-100 тыс. тонн в год) и титановой губки (10-20 тыс. тонн в год). В Минпромторге РФ сообщили, что согласно технико-экономическому обоснованию, подготовленному ВСМПО в апреле 2013 года, предварительный объем инвестиций в проект составляет около $500 млн. Вьетнам со своей стороны предоставил свою документацию по стоимости ресурсов с сырьем и налогооблагаемой базе. После этого ВСМПО вынуждена была констатировать, что на предложенных условиях завод попросту не окупится. Теперь стороны вновь уточняют между собой инвестиционную часть проекта.

Успешным и амбициозным примером интеграции российских металлургов на вьетнамский рынок можно назвать крупный горно-обогатительный завод в провинции Бинь Тхуан, построенный за два года группой компаний «ГеоПроМайнинг» (ГПМ). Предприятие специализируется на добыче и производстве ильменита. Интересно, что технологические линии завода проектировались с учетом специфики вьетнамского сырья. Однако вскоре отсутствие собственного сырья все же стало для ГПМ настоящей проблемой. Тогда ОАО «Государственный научно-исследовательский и проектный институт редкометаллической промышленности «Гиредмет» по просьбе ГПМ подготовило технико-экономическое обоснование строительства во Вьетнаме сразу трех заводов – по производству титанового шлака, диоксида титана и цирконоксихлорида. В будущем ГПМ планирует закупать под свои нужды сырье именно у этих предприятий. Фактически реализация этого масштабного проекта будет означать мощный рывок в развитии всей титановой отрасли Вьетнама. Контакты на этот счет с местными властями продолжаются.

Машиностроение

На фоне сложностей, с которыми сталкиваются во Вьетнаме российские металлурги и авиастроители, достаточно успешно идут дела по части тяжелого машиностроения. Так, если в Китае из-за протекционистских мер группе «Силовые машины» приходится довольствоваться только разовыми контрактами на поставку рабочих колес для ГЭС, то во Вьетнаме с его слаборазвитой энергетикой российская компания смогла развернуть масштабную деятельность. За последние годы поставлено оборудование общей мощностью более 4 ГВт для двух тепловых и семи гидроэлектростанций.

В Минпромторге РФ отметили, что «Силовые машины» будут также целиком строить тепловую электростанцию «Лонг Фу-1» – по итогам тендера группа возглавила консорциум, в который также входят словацкая BTG Holding s.r.o. и вьетнамская PetroVietnam Technical Services Corporation. Стоимость проекта оценивает в $1,2 млрд.

Судостроение

В ближайшее время может наступить мощный виток сотрудничества России и Вьетнама в сфере судостроения. Вьетнамские верфи способны строить суда дедвейтом до 70 тыс. тонн и ремонтировать корабли дедвейтом до 150 тыс. тонн, но испытывают проблемы с загрузкой производственных мощностей. Россия предложила рассмотреть возможность совместного производства на верфях корпорации Vinashin скоростных судов. Предполагается, что корабли будут создаваться по российским проектам, с использованием российских же комплектующих. Заказчиками судов станут страны Юго-Восточной Азии.

Вьетнам со своей стороны предлагает России поучаствовать в создании научно-исследовательского центра корпорации Vinashin по части подготовки кадров, передачи технологий, возведения объектов научно-экспериментальной базы, а также стать одним из инвесторов проекта.

Вся лента