«В НАТО есть существенные разногласия по поводу кризиса на Украине»
Корреспондент «Ъ FM» о стартовавшем в Уэльсе саммите НАТО
Петр Порошенко проведет несколько встреч с главами государств до открытия саммита НАТО. Первая встреча президента Украины - с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном, президентом США Бараком Обамой и канцлером Германии Ангелой Меркель. Политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Юрий Мацарский, который находится сейчас в Кардифе, рассказал подробности ведущему радио новостей Борису Блохину.
Двухдневный саммит НАТО при участии глав государств и правительств 28 стран-членов альянса стартовал в четверг в Уэльсе.
— Что известно об этой встрече Порошенко, может быть, есть информация, какие вопросы обсуждаются?
— Все сильные мира сего сейчас находятся в отдельном здании, не в медиацентре, естественно. Встречи проходят за закрытыми дверями, никакой трансляции оттуда нет, но, тем не менее, мы можем предположить, какие вопросы будут. Давно известно, что Украина настаивает на том, чтобы НАТО признал страну своим стратегическим партнером. Естественно, сейчас речи о том, чтобы стать полноправным членом НАТО, не идет, но стратегическое партнерство Украину вполне бы устроило, тем более, совершенно очевидно, что НАТО в конфликте, который сейчас творится в стране, поддерживает киевские власти. Об этом неоднократно заявлял Андерс Фог Расмуссен и представители руководства стран НАТО.
На саммите НАТО было распространено обращение от правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о приоритетах, которые британское правительство ищет на этом саммите. В первую очередь, самым главным приоритетом идет решение кризиса на Украине и выстраивание новых отношений с Россией. При этом в самом документе напрямую говорится о том, что Россия незаконно нарушила суверенитет и территориальную целостность Украины, и в связи с этим нужно и НАТО, и входящим в альянс странам пересматривать свои отношения с Россией. Более того, есть прямой призыв усиливать собственное военное могущество, увеличивать расходы на оборонку и наращивать вооруженные силы.
При этом в четверг было заявление Андерса Фог Расмуссена, которое он сделал перед прессой в самом начале при открытии саммита. Он сказал, что это критический саммит в критические времена, и главная его задача — это найти угрозы с востока, имеется в виду угроза со стороны России, и с юго-востока, имеется в виду угроза "Исламского государства". Он призывает выковать новый альянс для того, чтобы противостоять хаосу, причем этот хаос, как выразился Андерс Фог Расмуссен, угрожает странам альянса как раз со стороны России.
— Юрий, какие-то конкретно решения будут приняты на этом саммите в отношении кризиса на Украине и в отношении "Исламского государства"? Насколько я знаю, по поводу "Исламского государства" США создает сейчас международную коалицию. Эта тема будет обсуждаться?
— Да, она непременно будет обсуждаться, более того будет решаться, какими методами нужно сейчас противостоять "Исламскому государству", которое устраивает бесчеловечные казни и все это распространяет потом в интернете. Американцы, естественно, видят в этом угрозу для себя, и не только, кстати, американцы. Здесь достаточно много людей с Ближнего Востока, которые приехали сюда освещать в первую очередь не украинский кризис, как большинство европейских репортеров, а именно кризис на Ближнем Востоке. Американцы совершенно четко намерены сейчас, если так можно выразиться, втянуть в свою новую антиисламскую коалицию другие страны. В первую очередь речь идет о странах НАТО, правда, не очень понятно, какими методами они будут действовать. Я не очень представляю себе, с кем может НАТО вести переговоры внутри этого "Исламского государства", потому что понятно, что там нет человека, с которым можно было бы договариваться. Более того, все те люди, которые как-то могут представлять "Исламское государство", конечно, с точки зрения Запада, — террористы и убийцы.
— Юрий, все-таки вернемся к кризису на Украине. По поводу этого вопроса у членов НАТО единая позиция, или все-таки какие-то разногласия есть?
— Нет, есть разногласия, достаточно существенные. Если ближние соседи России, это в первую очередь прибалтийские страны и Польша, давным-давно уже настаивают, с самого начала украинского кризиса, на полном прекращении отношений с Россией, на разрыве всех основополагающих документов, которые регулировали взаимоотношения между альянсом и Российской Федерацией, то более крупные игроки, такие как, например, Германия, против такого одностороннего разрыва отношений, несмотря на жесткую риторику, несмотря на обвинения, которые выдвигаются в адрес России, несмотря на обвинения в прямом военном вмешательстве в происходящее на востоке страны. Тем не менее, та же Германия еще не готова идти на полный разрыв отношений.
Сейчас известно, что, скорее всего, будут созданы базы вблизи российских границ, как раз, скорее всего, в прибалтийских странах. Уже есть информация о том, что там разместится некий контингент из 4 тыс. человек так называемых сил быстрого реагирования, способных в течение буквально нескольких часов оказаться в любой точке земного шара и противостоять угрозе. Но мы же прекрасно понимаем, что если речь идет о создании базы вблизи российских границ, а речь идет либо об одной из прибалтийских стран, либо о Польше, то совершенно понятно, какую точку мира имеет в виду НАТО и куда они собираются направлять свои силы. Тем более, идет прямое утверждение о том, что существует военная угроза со стороны России. Об этом официально говорят представители НАТО, об этом публикуются документы, о том, что НАТО должно быть готово к возможной агрессии со стороны России, как показал украинский кризис.