Знаменитый до неузнаваемости
Борис Барабанов о первом российском концерте Руфуса Уэйнрайта
Если ты автор и исполнитель, но к сорока годам самой известной песней в твоем репертуаре считается чужая, значит, песни в твоей биографии — не главное. В Москву впервые приезжает Руфус Уэйнрайт, человек, которого здесь, вероятнее всего, узнают по прекрасной кавер-версии "Hallelujah" Леонарда Коэна, но вторую столь же известную вещь назовут не сразу. Может быть, это "Cigarettes And Chocolate Milk", первая песня с альбома "Poses" (2001), или кавер на "Across The Universe" The Beatles оттуда же. Есть подозрение, что обложки его альбомов, безошибочно отсылающие к понятию "барокко-поп", известнее, чем его песни. И уж точно вряд ли стоит искать его на радиочастотах. Это удивительно, но Руфус Уэйнрайт — имя, за которым нет мгновенной звуковой ассоциации. Но за ним есть жизнь, с которой нечего сравнить.
Руфус Уэйнрайт — эталонный гей из шоу-бизнеса. Рассказывают, что его отец, кантри-музыкант и лауреат Grammy Лоудон Уэйнрайт III, увидел однажды, как маленький Руфус подпевает "Heart Of Glass" Blondie, и ему мгновенно все стало ясно. А в 1990-е Лоудон Уэйнрайт III понял, что сын стал популярнее него, и оставалось только кусать локти. Тем более что большую часть юности Руфус провел с матерью, Кейт Макгарригл. С ее стороны ему тоже достались правильные творческие гены — она была участницей известного канадского фолк-дуэта, в котором пела вместе с сестрой Анной. Остальной части планеты все эти имена мало что говорят, но для Северной Америки такой мощный семейный тыл был фактически готовым пропуском на большую сцену.
Канадская музыкальная индустрия заметила Руфуса Уэйнрайта очень рано. В 14 лет он написал песню для фильма "Томми Трикер и путешествие с почтовыми марками", которая тут же была выдвинута на местную кинонаграду. А в возрасте 17 лет Руфус Уэйнрайт был номинирован на главную музыкальную премию страны Juno как один из самых многообещающих молодых певцов. Это было в 1990-м году, и довольно надолго он застрял в этом своем качестве — главного из подающих надежды. Прошло 15 лет, а для Британии, например, он все равно оставался новым именем, об этом свидетельствует номинация на приз журнала Mojo, который по достоинству оценил его альбомы "Want One" (2003) и "Want Two" (2004),— а на самом деле, вероятнее всего, яркий образ и безоговорочное лидерство в творческом крыле ЛГБТ-сообщества. Если взять соотношение номинаций и реально завоеванных наград, то по этому показателю у Руфуса Уэйнрайта лучше всего обстоят дела в разнообразных "тематических" списках. "Так ли уж важно, в каком разделе размещено мое искусство? — говорил Руфус в интервью автору этих строк.— Я делаю то, что считаю правильным и нужным, это главное. Но если для кого-то я — в первую очередь символ каких-то человеческих прав, я могу испытывать только гордость".
Руфус Уэйнрайт — поп-артист, не способный сопротивляться тяге к высоким музыкальным материям. Он признается в горячей любви к классикам, в первую очередь к русским — Прокофьеву и Шостаковичу. Самый известный его сценический проект — реставрация и дословный ремейк концерта Джуди Гарленд 1961 года в Карнеги-холле. Его первая опера называется "Prima Donna". Руфус Уэйнрайт собирает деньги на ее студийную запись на краудфандинговых платформах, а тем временем в работе уже следующая — "Адриан". Премьера назначена на 2018 год.
Нынешнее турне Руфуса Уэйнрайта приурочено к выходу альбома "Vibrate: The Best Of Rufus Wainwright". Факт выхода сборника лучших песен должен говорить о том, что из тесного образа "подающего надежды" он кое-как выкарабкался. Но каждый его следующий шаг — это начало. Шоу памяти Джуди Гарленд, "Prima Donna", экологический проект "Blackoutsabbath" — Руфус Уэйнрайт выбрал свой путь к вечной молодости, каждый раз стимулируя себя новыми территориями и вызовами. Если бы у Руфуса Уэйнрайта был хоть один глобальный суперхит, его имя склоняли бы наравне с Мадонной и Элтоном Джоном. Но главный шлягер Руфуса Уэйнрайта — это пока все же его биография. А ее не прокрутишь по радио.
Московский дом музыки (Светлановский зал), 18 сентября, 20.00