Трагедия со счастливым концом
Сергей Ходнев о «Танкреде» Россини на фестивале РНО
"Это было какое-то безумие, настоящий furore, как говорят на этом прекрасном языке, созданном для искусств. Все, начиная с какого-нибудь гондольера и кончая высокопоставленным вельможей, повторяли: Ti rivedro, mi rivedrai. В зале суда, где шло заседание, судьям пришлось призвать к тишине публику, которая распевала: Ti rivedro!". Так, если верить Стендалю, Венеция в 1813 году приняла премьеру оперы Россини "Танкред" — если не самый оглушительный триумф композитора, то, во всяком случае, кардинально для его карьеры важный, проложивший ему дорогу в "Европы баловни". Больше четверти века опера не сходила со сцен всего света — не только Старого, но и Нового: обойдя большие и малые европейские столицы (включая, между прочим, и Петербург), до Нью-Йорка "Танкред" в те годы тоже добрался. Несколько раз оперу ставили в Париже, где в главной роли блистали главные примадонны эпохи, Джудитта Паста и Мария Малибран, так что героям и Стендаля, и Бальзака, когда дело доходит до больших оперных впечатлений, не раз случается поминать именно "Танкреда" и главный хит этой оперы — сцену Танкреда "Oh patria!.. Di tanti palpiti" (это оттуда слова ti rivedro, mi rivedrai, которые распевали восторженные венецианцы).
Это не буффонный Россини, а серьезный: жанр оперы обозначен как "героическая мелодрама", благородный рыцарь Танкред, в соответствии со старинными традициями, поет меццо-сопрано, а либретто написано по мотивам трагедии Вольтера. Глубокое Средневековье, две равно уважаемых семьи ведут кровопролитные бои и не хотят унять кровопролитья — только не в Вероне, а на Сицилии. Кровную распрю пытаются унять политическим браком, насильно выдав прекрасную Аменаиду за представителя враждующего клана, но Танкред, возлюбленный Аменаиды, возвращается в город из долгой ссылки и расстраивает эти планы. У Вольтера, впрочем, все кончается плохо, а вот у россиниевского "Танкреда" счастливый финал, что, судя по всему, для публики было всерьез важно — когда композитор попробовал переработать оперу в трагическом ключе, зрители ее попросту не приняли.
В отличие от других россиниевских опер-seria, "Танкред" вроде бы на слуху — на Западе эту оперу время от времени ставят в театрах, у нас по крайней мере выходная каватина Танкреда время от времени звучит в виде концертного номера, а иногда даже оперу на концертной сцене исполняют целиком. Правда, отчаянно редко. Кажется, за последние лет пятнадцать в Москве это случилось только единожды, когда титульную партию пел покойный Эрик Курмангалиев.
Для Российского национального оркестра, в рамках фестиваля которого прозвучит "Танкред" теперь, Россини не в новинку; хотя раньше оркестру доводилось иметь дело только с комическими его операми, это едва ли проблема, учитывая, что дирижировать будет почтенный маэстро Альберто Дзедда, не только фундаментальный знаток Россини, но и его удивительный интерпретатор. В солистах тоже известные певцы с международным провенансом: Танкреда споет ирландка Патрисия Бардон (в свое время певшая в Москве генделевского Роланда), Аменаиду — восходящая суперзвезда из России, сопрано Ольга Перетятько, а ее отца Арджирио — тенор Антонино Сирагуза, который на одном из прошлых фестивалей РНО отлично выступил в россиниевской же "Золушке".
Среди событий фестиваля РНО в оставшиеся две недели с небольшим будет и симфоническая музыка — наверняка стоит послушать Прокофьева и Чайковского в исполнении Кирилла Карабица (18 сентября), молодого украинского дирижера, делающего сейчас блестящую карьеру на Западе под стать нашему Василию Петренко. Но за оперой вырисовывается перевес. 23 сентября прозвучит в концертном исполнении еще одна опера, "Майская ночь" Римского-Корсакова, на сей раз уже с Михаилом Плетневым за дирижерским пультом. А для закрытия фестиваля выбрана программа вердиевских шлягеров в исполнении сопрано Людмилы Монастырской, причем дирижировать опять-таки будет шеф РНО: оперный Верди в трактовке Михаила Плетнева — одно из тех неожиданных и интригующих сочетаний, которыми фестиваль РНО исправно обставляет начало филармонического сезона из года в год.