"Контракт по "Мистралям" — политический продукт"
Нужны ли российскому флоту корабли типа "Мистраль"? Чем обернется невыполнение Францией своих обязательств? Сможем ли мы сами производить десантные вертолетоносцы? На эти и другие вопросы в интервью Анатолию Кузичеву ответили ведущие военные эксперты: член общественного совета при Минобороны РФ Руслан Пухов, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев и заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Максим Шаповаленко.
"Прагматизм в вопросе "Мистралей" возьмет верх"
Максим Шаповаленко: "Если бы подобного плана корабли строились на отечественных верфях, то это был бы долгострой. Посмотрите, что творится с фрегатами, головной "Адмирал Горшков" — это долгострой позорнейший. Это корабль гораздо меньшего водоизмещения. Уже пять лет, и он никак не может выйти на заводские испытания. Нужно использовать зарубежные судостроительные возможности".
Руслан Пухов: "Когда это решение принималось, был момент, когда "за" "Мистрали" были лишь два человека: президент Саркози и президент Медведев. Когда апеллировали к Путину, он сказал: "Я премьер-министр, поэтому я не буду вмешиваться". Тогдашний вице-премьер Сечин был резко против. Во Франции все практически были против. Вся французская разведка требовала ничего не давать русским. Саркози сказал: "Нет, мы должны перестать быть пленниками холодной войны и идти вперед". И медведев протянул ему руку. Но на смену оттепели пришли заморозки. Но ход, на мой взгляд, и политически, и финансово был правильным".
Руслан Пухов: "Олланд дал слабину. Это напоминает ситуацию, когда ты открываешь дверь, а там грабитель. Ты пытаешься ее закрыть, но он уже сунул ногу, и как ты не жми, он тебя отожмет. И если Олланду кажется, что сейчас пройдет саммит НАТО, и он сможет по-тихому отмотать назад, то в него все вцепятся, как собаки в прохожего".
"Мистраль" — настоящая океанская мишень, по ней молотить — не промахнешься"
Михаил Ненашев: "Франция только с виду миролюбивая и тихая. Но посмотрите статистику за последние полгода. Уровень агрессивного, я бы сказал, активничания в Черном море французских кораблей стоит после американцев. Что ты к нам лезешь, друг мой? Этот сервис нас угробит окончательно, потому что если содержать такую махину, она должна ходить в море. Если в море должна ходить, то у нее должны быть корабли охранения".
Руслан Пухов: "Мистрали" бы нам очень пригодились именно на Тихом океане именно в плане прикрытия нашей островной и полуостровной объединенной флотско-армейской инфраструктуры. На Сахалине, на Курилах и на Камчатке с Чукоткой в силу практически отсутствия дорожной сети и развитой аэродромной сети два "Мистраля" — это очень мощный аргумент, тем более каждый будет нести по 32 вертолета Ка-52 для усиления группировки, дислоцированной на юге Курильских островов, на юге Сахалинской области и на Камчатке".
"Договоренность по "Мистралям" носила характер компромисса с Западом"
Михаил Ненашев: "Наши противолодочные крейсера-вертолетоносцы были способны выполнять большую часть задач, которые нам ставили. Потом мы утратили очень много программ и проектов в силу нашей непродуманности и отсутствия понимания наших интересов. Сегодня мы дружим с Западом — штыки в землю, завтра мы эти штыки будем вырывать из земли".
"О неустойках можно говорить не только с чисто финансовой точки зрения, но еще и с репутационной. Вчера-сегодня в Индии уже обсуждают проект с точки зрения, а делать ли с французами контракт по истребителям, по "Рафалям".
"Может быть, в условиях нападения Грузии времен Саакашвили на Осетию это носило характер компромисса в целом с Западом и в частности с Францией — Саркози же тогда представлял коллективный Запад. Я был депутатом Государственной думы, входил во фракцию "Единая Россия", и на закрытых секретных совещаниях в Министерстве обороны, в Генеральном штабе, в главном штабе ВМФ, главкому, начальнику Генерального штаба я задавал вопрос, зачем нам такие корабли? По всем данным они нам не нужны. Аргументации, вот даже один на один, не было никакой, ну, вы же понимаете, Михаил Петрович, принято решение наверху, мы его обязаны исполнять. Я говорю: а вы докладывали все проблемы, которые с этим связаны будут? Потому что обслуживать корабль 25 лет — это доить бюджет".