Старый Новый Свет
Юлия Дюран о магазине сети Crate and Barrel в Москве
Американского дизайна в Москве, не говоря уже о России, мало. Известные у нас бренды можно пересчитать по пальцам двух рук, для подсчета специализированных мебельных магазинов хватит и одной. Первыми в 90-е годы на наш рынок пришли итальянцы, да так и не собираются его отдавать. Считается, что русским близка их эксцентричность и склонность к чрезмерности. На самом деле русским должен нравиться американский стиль, это же очевидно. Во-первых, нам нравится практически все американское. А во-вторых, по отношению к дому американцы страшные консерваторы, как и мы, и так же, как мы, они любят посматривать в сторону Европы. Бурные 60-е с Имзами и Нельсоном остались в прошлом. Идеал современного американского дома — старая добрая Англия, только чтобы все было больше, удобнее и проще. Купленные в кредит недолговечные дома наполняются вещами, которые должны создать иллюзию преемственности. Это очень близко новой русской мечте превратить трешку в новостройке в "дом с историей".
Crate and Barrel — это один из столпов американского интерьера зажиточного среднего класса. Первый магазин открылся в Чикаго в 1962 году. Основателям компании, Гордону и Кэрол Сегал, было всего по 23 года, они только что вернулись из свадебного путешествия из Европы, где были очарованы медными кастрюлями, глиняными горшками и посудой из простого белого фаянса. Америка стремительно модернизировалась, и никакого уютного "хенд-мейда" там не было и в помине. Молодожены съездили в Европу во второй раз, объехали множество ателье и фабрик и привезли домой целую коллекцию посуды и аксессуаров. Легенда гласит, что денег на полки и витрины у них не осталось, поэтому вещи в магазине они выставили прямо на упаковочных ящиках и бочках — отсюда и название компании. Двадцать лет Гордон и Кэрол возили вещи из Европы. Именно Crate and Barrel познакомил американцев с финской маркой Marimekko (точнее, с домашним текстилем, потому что их платья уже прославила Жаклин Кеннеди несколькими годами раньше). Другая знаменитая находка — фарфоровый чайник немецкой марки Arzberg, который из чикагского магазина прямиком перекочевал в нью-йоркский музей МоМА. В 80-х Сегал сменили тактику и начали выпускать вещи под собственным брендом. Чайник и финский текстиль по-прежнему есть в каталоге, только теперь они выпускаются специально для Crate and Barrel. Для создания коллекций приглашаются дизайнеры и художники, в том числе европейские: итальянская звезда Паола Навоне, несколько модных молодых лондонцев (Рассел Пинч, Бетан Грей, Женевьев Беннетт и др.) и много не слишком известных, но приятных людей. Паола Навоне разработала огромную серию посуды, аксессуаров и мебели в своем фирменном стиле (синий с белым, мятое железо, плетенка, рыбки и пр.) — и это отличный шанс купить ее дизайн дешевле, чем у итальянских марок.
Про цены в целом можно сказать, что они заметно выше, чем у IKEA, но гораздо ниже, чем у дизайнерских европейских марок. В Европе эту нишу занимает Habitat, основанный в 1964 году английским дизайнером Теренсом Конраном. Кстати, он уже безуспешно пытался открыться в России. Правда, то было в кризисном 2009-м. Открытие Crate and Barrel уже через неделю. Посмотрим, выстроится ли за тарелками и подушками такая же очередь, как за капкейками в Magnolia Bakery.
ТЦ "Афимолл"