Тихий ход
Глава ОСК обсудил перспективы сотрудничества с РУМО
Нижний Новгород посетил президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. Совещание с ним состоялось на ОАО РУМО и было посвящено вопросам импортозамещения в судостроительной отрасли и перспективам участия нижегородского предприятия в кооперации с заводами ОСК. Нижегородские промышленники, в том числе входящий в ОСК судостроительный завод «Красное Сормово», заинтересованы в новых заказах, уверяют их представители, однако, чтобы получить контракты, необходимо найти подход к конечным получателям продукции.
ОАО РУМО с ознакомительным визитом посетил глава ОСК Алексей Рахманов. Формально РУМО не входит в ОСК, новый президент которой сейчас объезжает судостроительные заводы госкорпорации, вникая в дела. Однако, по информации „Ъ“, за старейшее нижегородское производство просил в том числе глава региона Валерий Шанцев. В своем письме господину Рахманову он предлагал ОСК рассмотреть вопрос о включении в свой состав находящегося в непростой экономической ситуации РУМО, взамен обещая возможность льготного налогового режима крупным проектам.
Как пояснили на предприятии, речь не идет о продаже РУМО госкорпорации — на встрече обсуждались в первую очередь вопросы импортозамещения и участия завода в кооперации с предприятиями ОСК. «Мы показали Алексею Рахманову свои производственные цеха, номенклатуру выпускаемой продукции, он очень дотошно все осмотрел. В итоге договорились, что РУМО организует своего рода „смотрины“ — мы будем показывать себя и свои возможности заводам и конструкторским бюро, входящим в ОСК, делать презентации для потенциальных заказчиков и так далее. Чтобы претендовать на контракты, надо в первую очередь понять, что нужно заказчикам и судостроителям, искать общий взаимовыгодный интерес. Надеюсь, сотрудничество с ОСК поможет насытить наше предприятие заказами», — рассказал „Ъ“ председатель совета директоров ОАО РУМО Юрий Чадаев.
Одним из потенциальных крупных проектов может стать участие нижегородских промышленников в строительстве флота бункеровщиков для планируемого в Санкт-Петербурге терминала по производству сжиженного природного газа (СПГ). Как рассказал „Ъ“ гендиректор компании-заказчика «Балтгазбункер» Кирилл Лятс, нижегородские предприятия рассматриваются как основные подрядчики судовой части проекта, стоимость которой составит ориентировочно 6,5 млрд руб. «Ее первая очередь — это четыре судна-бункеровщика и плавучий завод по сжижению газа — должна быть сдана летом 2016 года. Сейчас мы ведем переговоры по финансированию проекта и формируем заемный капитал, средства инвесторов и спонсоров проекта. Параллельно идет проектирование сухопутной части — порта и газопровода», — сообщил господин Лятс. По его словам, на заводе «Красное Сормово» будет вестись сборка первых бункеровщиков и газовоза, а РУМО сможет поставить на них свое оборудование — газокомпрессоры (профильная продукция РУМО, помимо дизель-электрических установок. — „Ъ“). Проектирование специализированных судов может быть поручено нижегородскому конструкторскому бюро «Вымпел».
В КБ «Вымпел» не стали комментировать проект, отметив, что контракт еще не заключен. Судостроители рассчитывают на этот подряд, однако пока оценивают его довольно осторожно. «Что касается проекта по СПГ, мы очень заинтересованы в том, чтобы этот заказ от нас не ушел, но пока не очень понятно, кто будет платить за бункеровщики. Пока все это на уровне неких предварительных договоренностей, хотя сама идея по бункеровке СПГ очень интересная. Это французская технология, в мире всего восемь заводов, которые ей занимаются, и мы готовы в этом проекте участвовать», — сообщил гендиректор «Красного Сормова» Николай Жарков. Завод, осуществивший в прошлые годы серьезную модернизацию ценой около 1 млрд руб., кровно заинтересован в новых заказах (сейчас предприятие собирает нефтеналивные танкеры по ранее заключенным контрактам). «Если выйти на 10–15 кораблей в год, это станет для нас хорошей основой», — добавил Николай Жарков. По его мнению, политика руководства ОСК по консолидации отечественных производителей абсолютно правильная: «В России необходимо развивать производство отвечающего современным требованиям судового оборудования, от двигателей до радиоэлектроники, а пока эта ниша плотно занята импортной продукцией».
Комментируя перспективы кооперации РУМО с предприятиями ОСК, генеральный директор Морского инженерного бюро (МИБ) Геннадий Егоров говорит, что для судостроения РУМО производит дизельные двигатели, которые могут использоваться как главный судовой двигатель или дизель-генератор. По его мнению, теоретически работа в кооперации с предприятиями ОСК возможна, но на практике это пока сложно осуществимо. «Сейчас отечественные двигатели крайне редко используются в гражданском судостроении. В последние годы судостроительные предприятия привыкли покупать иностранные дизели. Большинство проектов на „Красном Сормове“, заводе „Нижегородский теплоход“ и Окской судоверфи российские двигатели не используют. Поэтому и опыта их эксплуатации немного, хотя, по характеристикам РУМО, их продукция конкурентоспособна», — говорит господин Егоров. Позиция ОСК здесь мало что решает, добавляет эксперт: решение о том, какой двигатель устанавливать на судно, принимает не судостроительный завод, а его коммерческий заказчик. «Если РУМО необходимо продвижение продукции, то в первую очередь нужно иметь влияние на конечного заказчика», — уверен гендиректор МИБ. Кроме того, преимущество зарубежных поставщиков перед отечественными заключается в том, что у иностранцев есть сервисные центры во всех крупных портах, чего российские производители пока не могут обеспечить. «Заказчики обращают внимание на полный цикл работы двигателя: расход топлива, наличие запчастей, качество сервисного обслуживания. Если теоретически позиция главы ОСК правильная, то практически для ее осуществления необходимо провести очень большую работу», — говорит господин Егоров.
Заместитель директора ЦНИИ судостроительной промышленности Виталий Савченко отмечает, что потребности ОСК в дизельных судовых агрегатах сосредоточены преимущественно в сегменте установок большой мощности, предназначенных для боевых кораблей, строящихся для ВМФ. Кроме того, корпорации требуются не только дизели, но и связанные с ними редукторные агрегаты, обеспечивающие передачу крутящего момента и реверс. В этой нише для нужд ВМФ в данный момент работает ОАО «Коломенский завод» (входит в ЗАО «Трансмашхолдинг»). «Продукция ОАО РУМО при этом может быть востребована на вспомогательных судах ВМФ. Еще одной потенциальной нишей уже гражданских заказчиков могут стать танкеры смешанного плавания „река-море“, которые строит в том числе ОАО «Завод „Красное Сормово“» — считает Виталий Савченко.