Палаточный городок
В Ульяновской области формируют отраслевые общественные палаты
В Ульяновской области началось формирование отраслевых общественных палат (ООП), которые наряду с муниципальными общественными палатами станут частью единой сети общественных палат региона. Региональные чиновники считают, что эта уникальная для России система позволит иметь постоянную связь исполнительной власти с обществом и оптимально решать накопившиеся проблемы. Эксперты новшество считают излишним и не имеющим отношения к институтам гражданского общества.
В среду в Ульяновске начался прием заявлений в члены Педагогической, Градостроительной, Агропромышленной и Экологической палат Ульяновской области. Формирование отраслевых палат ведется в соответствии с принятым в июле этого года региональным Законом «Об общих принципах организации отраслевых общественных палат». Как прописано в законе, основные направления деятельности ООП — «оказание гражданам содействия во взаимодействии» с региональной властью и органами МСУ, общественная экспертиза законопроектов, выработка рекомендаций для органов власти. Согласно документу, наименования общественных палат, направления их деятельности и численный состав определяет своим нормативным актом губернатор региона. Палаты формируются из трех частей (определено, что по семь человек в каждой), формируемых из представителей губернатора, Общественной палаты Ульяновской области (ОПУО) и общественных организаций. Представители от губернатора и ОПУО уже выдвинуты (большинство из них — заслуженные работники или руководители предприятий и учреждений соответствующих сфер деятельности). Членов ООП из числа кандидатов от общественности будут отбирать по итогам интернет-голосования.
Напомним, предложение о формировании отраслевых общественных палат было выдвинуто губернатором в мае, затем довольно быстро был подготовлен законопроект, принятый заксобранием уже 7 июля. Ранее в регионе были сформированы также и муниципальные общественные палаты, представители которых вошли в региональную палату.
Как пояснил „Ъ“ вице-губернатор региона Михаил Сычев (курирует вопросы развития гражданского общества), решение о том, в каких отраслях создавать ООП, было принято «после серии круглых столов и совместного обсуждения с областной общественной палатой», «отбирались проблемные отрасли». Возможно, еще добавится общественная палата ЖКХ, хотя, как заметил господин Сычев, «никаких ограничений нет, и еще могут появляться новые палаты». Что будет с уже существующей и действующей Медицинской палатой Ульяновской области, у которой несколько иные функции (входит в структуру Национальной медицинской палаты, созданной по инициативе Леонида Рошаля), пока не определено. «Та палата, которая есть, она, по сути, соответствует общественному совету, которые теперь создаются (в соответствии с Федеральным законом „Об основах общественного контроля в РФ” от 21 июля 2014 года. — „Ъ“), потому что как раз в совете должны быть ветераны и профессионалы, а общественники — в палате. Скорее всего, придется перевести людей из палаты в общественный совет, а затем заново сформировать медицинскую общественную палату», — пояснил господин Сычев. По его словам, с окончанием формирования отраслевых палат будет создана «вертикаль общественной палаты вплоть до муниципальных образований и отраслей», «сеть, фактически включающая в себя и территориальный принцип, и отраслевой». В конечном итоге представители муниципальных и отраслевых общественных палат станут основой состава региональной Общественной палаты, пояснил вице-губернатор. При этом он отметил, что существующие сегодня общественные советы, действующие также по отраслевому принципу, остаются. Он также добавил, что такая система является уникальным опытом Ульяновской области и в других регионах отсутствует.
Между тем общественность Ульяновской области создание ООП восприняла неоднозначно. Ульяновский правозащитник Игорь Корнилов отмечает, что «определенные плюсы в этом есть», поскольку, «формируя отраслевые палаты из экспертов, правительство пытается использовать их ресурс по схеме краудсорсинга». «Но это никакого отношения к общественности и институтам гражданского общества не имеет, состав ООП не будет отражать мнения общества, поскольку единственная третья часть, которая могла бы отражать мнение общества, выбирается через обычное интернет-голосование, позволяющее производить „накрутки” голосов в интересах одной из сторон. Власти это нужно для того, чтобы придать легитимность своим действиям, которые якобы согласованы с общественностью, обойти определенные ограничения в виде общественных слушаний», — сказал правозащитник.
Член Общественной палаты РФ, доктор политических наук Нина Дергунова считает, что ООП — «это уже излишество», поскольку «уже есть отраслевые общественные советы, которые просто надо переформатировать, потому что там много чиновников». «А если оставить и то, и другое, то пока никто не понимает, в чем будет их различие. Мы пытались в регионе расписать структуру всех отраслевых общественных органов, и сами запутались: их очень много, и непонятно, у кого какие функции. Если Педагогическая палата — это общественный орган, отражающий интересы учителей, то на это есть профсоюз, если это эксперты, то на это есть общественный совет. И причем здесь квоты региональной палаты и губернатора, если это, к примеру, Педагогическая палата? И почему в отраслевой палате позволено интернет-голосование для всех? Такое впечатление, что власть как бы душит гражданское общество в объятьях», — сказала эксперт.