"Это вложение в лояльность Украины и в лояльность украинской элиты"
Канада выделит $1 млн Украине в рамках помощи НАТО. Об этом говорится в сообщении на сайте правительства страны. Политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа Кирилл Коктыш обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Оксаной Барыкиной.
В документе подчеркивается, что "помощь в размере $1 млн будет передана в трастовые фонды НАТО для того, чтобы улучшить возможности командования вооруженными силами Украины, усовершенствовать коммуникационные и компьютерные возможности, а также применить стандарты НАТО". 4 сентября генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что страны-члены альянса предоставят Украине помощь в €15 млн.
— Ранее была информация, что предоставлять финансовую поддержку Украине НАТО все-таки не будет, а сейчас получается, что собираются предоставлять помощь. Как вы считаете, с чем это связано?
— €15 млн — это те деньги, которые будут потрачены на западных специалистов. Скорее всего, речь будет идти об обучающих курсах, о поставках компьютеров, обо всем том, что относится к небоевой части. Очевидно, что более существенное вложение НАТО делать не собирается, по сути, это вложение в лояльность Украины и в лояльность украинской элиты, не более того.
— Что это значит? Это значит, что они поддерживают силовую операцию или не поддерживают?
— Никогда НАТО не осуждало силовую операцию, более того, все время исходило из того, что это право Киева таким образом устанавливать или подтверждать свой суверенитет и свое право править на всей территории Украины. Здесь никакой эволюции позиции не произошло. Другой вопрос, что жертвы старались более или менее не замечать, и пока это успешно получалось.
Сегодня эволюции позиции НАТО как таковой нет, более того, НАТО всегда является структурой не просто военной, но еще и экономической, поскольку оно, в первую очередь, продает военную гарантию в гораздо большей степени, нежели защищает. Игра Расмуссена сводится к тому, чтобы убедить, что Россия является достаточно весомой угрозой, что НАТО должно реанимироваться, укрепляться и делать вложения в развитие военной инфраструктуры, в то, в чем он экономически заинтересован, и не только он, наверное, все руководство НАТО.
— Поднимут ли вопрос о вступлении Украины в альянс? Порошенко уже делал заявления по этому поводу.
— Было заявлено, что вопрос о вступлении Украины в НАТО на этом заседании подниматься не будет, но понятно, что вопрос витает в воздухе, и в ближайшее время он будет активно муссироваться. Другой вопрос, что ряд членов НАТО заблокирует такую возможность по той простой причине, что будет воспринимать ее как слишком опасную для себя. Более того, заключать альянс со страной, где сейчас неконтролируемое количество оружия находится на руках у населения, я думаю, было бы просто безумием. Примерно из этого будут исходить и европейцы. Поэтому, скорее всего, будет достаточное количество громких заявлений, но мало практических последствий, как минимум, на этом этапе.
— Еще был анонс, что на второй день саммита лидеры стран НАТО обсудят потенциальные и текущие угрозы безопасности, и они должны принять решение о создании сил быстрого реагирования. Как вы оцениваете сегодняшнюю повестку, будет ли такое решение принято по поводу этой группы реагирования?
— Я бы сказал, что ситуация 50 на 50. С одной стороны, есть активные лоббисты в виде Расмуссена, и есть активные лоббисты в виде Соединенных Штатов, поскольку издержки военной инфраструктуры по защите Европы ложатся в основном на Европу. Будет вопрос, насколько США будут убедительны и убедят остальные страны Европы раскошелиться, потому что речь будет идти, в первую очередь, о логике экономической, а не о логике военной.