Из жизни умирающих
Любовь до гроба в мелодраме "Виноваты звезды"
Премьера кино
Фильм "Виноваты звезды" (The Fault in Our Stars) снят по подростковому бестселлеру Джона Грина о двух юных онкологических влюбленных, которые скрашивают друг другу стремительно уходящие последние дни,— главная драматургическая коллизия тут заключается в том, кто умрет раньше и оставит другого горевать. За этой своеобразной смертью наперегонки наблюдала ЛИДИЯ МАСЛОВА.
В англоязычной прессе "Виноваты звезды" имеет щадящую репутацию произведения, выгодно отличающегося в сторону интеллигентности от среднестатистического продукта данного слезовыжимательного жанра. И в общем, молодой режиссер Джош Бун вроде бы держится бодрячком, поддерживает некий минимальный уровень здоровой иронии, шутит про рак яичек и старается не вкладывать в уста умирающих откровенных, "звенящих" пошлостей. Умненькие и начитанные раковые тинейджеры тут в основном изъясняются элегантными афоризмами о жизни и смерти, иногда довольно проницательными и выдающими тонкое философское понимание своего печального положения: "Хуже, чем умирать от рака,— только иметь ребенка, умирающего от рака".
Родители героев, пожалуй, представляют собой наиболее удручающее зрелище в фильме, особенно мама героини (Шейлин Вудли) в несколько истерическом исполнении Лоры Дерн — видимо, режиссер считает, что в такой ситуации хорошей матери ничего не остается, как изо всех сил демонстрировать натужный позитив, и даже у вполне приличной актрисы, выбивающейся из сил, это выходит с изрядной долей фальши. Что касается папы (Сэм Трэммел) бедной девочки, у которой рак щитовидки дал метастазы в легкие, то он и вовсе выглядит каким-то посторонним в своей семье, и не помогает даже то, что авторы заставляют его встречать жену и дочку в аэропорту с табличкой "Моя прекрасная семья". Родители мальчика, с которым героиня знакомится в группе психологической поддержки, к счастью, показаны очень мимолетно и эпизодически, но их ритуальная модель поведения мало отличается от лживо-оптимистических порядков, которые царят на девочкиной кухне, где ее целыми днями уговаривают получше кушать. А в жилище мальчика больше всего запоминается духоподъемный плакатик на стене "Если любишь радугу, надо любить и дождь".
Исполнительница главной роли Шейлин Вудли, надо отдать ей должное, сносит свою роль с удивительным достоинством, а вот ее партнер Энсел Элгорт — гораздо меньшая кастинговая удача. Если героиню не портят постоянные пластиковые трубки в носу и везде сопровождающий ее рюкзак с кислородным баллоном, то ее возлюбленного не украшает даже постоянная незажженная сигарета в порочном чувственном рту, и отдельно неприятное впечатление производит его томный взгляд фасона "король гей-клуба". Сигарету герой носит во рту тоже из философских соображений (вообще, "Виноваты звезды" напичкан философией, хотя и довольно облегченного, детского пошиба) — таким образом он как бы тоже сопротивляется смерти и подводит под свой пижонский жест концептуальную базу: "Я вставляю сигарету в зубы, но не даю ей убивать себя".
В пижонстве, однако, чемпионом этого фильма является персонаж Уиллема Дэфо — автор любимого романа героини с претенциозным названием "Царский недуг", где героиней является тоже умершая от рака дочка писателя, но, несмотря на всю выстраданность сочинения, некую неприятную мысленную щекотку вызывают обороты типа "Боль хочет, чтобы ее чувствовали". Желание встретиться с любимым писателем, который "знает, что такое умирать, и при этом еще живой", много пьет и старается быть неоднозначным и противоречивым, становится основным содержательным моментом сюжета. Влюбленные отправляются в гости к писателю в Амстердам, и хотя при личной встрече со своим гуру испытывают некоторое разочарование, тем не менее они проводят незабываемые романтические дни под музыку Вивальди, пущенную поверх амстердамских пейзажей, настолько живописных, что порой трудно отогнать циничную мысль: а ведь в умирании от рака есть, черт возьми, свои приятные стороны. И возможно, это не самый ужасный эффект, который может произвести фильм на такую щекотливую тематику, жаль только, что при общем стремлении в правильную сторону и довольно частом приближении к правильной интонации режиссеру все-таки периодически изменяет вкус. Скажем, выглядит немного сомнительной идея отправить возлюбленную пару целоваться в Музей Анны Франк, хотя, с другой стороны, возможно, это стоит понимать как педагогический прием режиссера, пытающегося намекнуть подрастающему поколению, что бывают на свете вещи гораздо более страшные, чем онкологический диагноз.