Звездный мусоровоз

Тест-драйв

Швабы вывели на рынок Mercedes-Benz Econic третьего поколения. Самый тиражный в Европе коммунальный автомобиль обзавелся двигателем класса "Евро-6". Конечно, объемы выпуска узкоспециализированной машины воображения не поражают — всего-то 1,5 тыс. в год. Тем не менее у других этот показатель еще меньше, и в своем сегменте западноевропейского рынка коммунальной автотехники, который оценивается примерно в 7 тыс. машин, Econic играет первую скрипку. Видимо, неспроста.

Mercedes-Benz Econic — представитель коммунальной haute couture

Фото: Александр Солнцев, Коммерсантъ

Большинство мусоровозов, которые мы наблюдаем каждый день под окнами своих домов, имеют вполне тривиальную, устоявшуюся десятилетиями конструкцию. Это шасси обычного среднетоннажного или тяжелого грузовика, естественно, с механизмом отбора мощности и водруженным на раму специальным кузовом с задней загрузкой и плитой-прессом.

Представьте, сколько раз за смену водителю или подсобному рабочему приходится выходить и подниматься обратно в кабину, карабкаясь по высоким ступенькам, останавливаясь у каждого дома или даже подъезда для загрузки в чрево машины содержимого мусорных баков. Еще одна проблема — ограниченное место для парковки в заставленных машинами дворах. Как водителю мусоровоза припарковаться у подъезда так, чтобы и манипулятором на контейнер попасть, и открываемой дверью стоящую рядом иномарку не задеть? Вот и приходится тратить время на маневрирование или передвигать контейнеры вручную. Понятно, что это не лучшим образом сказывается на производительности труда.

Одним из пионеров, кому удалось создать мусоровоз новой компоновки и при этом придать ему элегантность, была немецкая компания Georg, продемонстрировавшая опытный образец мусоровоза Shuttle. К космическим челнокам машина никакого отношения не имела, зато отличалась необычной конструкцией: низкая рама с вынесенной вперед кабиной и оригинальный съемный кузов с передней загрузкой, куда "броском через голову" опрокидывались контейнеры. По мере наполнения кузова менялись — отсюда и название "челнок". Идеи, заложенные в Shuttle, подхватила небольшая голландская фирма Ginaf, выпускающая ежегодно несколько сотен грузовиков специального назначения на базе DAF. Речь, в частности, о модели 2121, которая в зависимости от модификации оснащалась либо модернизированной кабиной от DAF 45, либо высокой кабиной автобусного типа с гигантским панорамным стеклом и стеклянной боковой дверью, облегчающими маневрирование в каменных джунглях. Вслед за европейскими "карликами" мусоровозами haute couture заинтересовались и гиганты вроде Daimler AG.

Впервые Econic предстал перед широкой публикой в виде полноразмерного макета кабины на выставке технологий и переработки отходов Entsorga-1996 в Кельне. Проект, получивший внутризаводской индекс Е 2000, через пару лет довели до серийного производства. Основная особенность машины — оригинальная каркасно-панельная алюминиевая кабина автобусного типа с панорамным ветровым стеклом и двустворчатой боковой дверью на пневмопоприводе, обеспечивающими вкупе с внешними зеркалами внешнего вида великолепный круговой обзор. В передней части высота рамы снижена, двигатель сдвинут назад, в результате чего кабину удалось посадить максимально низко. При комплектации стандартными шинами единственная ступенька на входе возвышается над дорогой всего на 450 мм. Кабина выпускается в двух версиях: высокая и низкая. В первой даже высокий человек может стоять в полный рост — ее внутренняя высота 1935 мм. К слову, каркас кабины Econic третьего поколения остался прежним. В экстерьере изменилось разве что оформление передка. Другое дело, что применение евро-шестых моторов потребовало уделить повышенное внимание системе охлаждения. Из-за увеличенного в размерах радиатора кожух моторного отсека стал двухступенчатым. Эту новацию оценили разве что пассажиры Econic, которым теперь удобно ставить на него ноги. А еще один, дополнительный радиатор системы охлаждения вообще пришлось вынести на внешнюю, левую сторону рамы! А вот это конструктивное решение уже вызвало критику со стороны производителей надстроек, однако создатели машины обещают найти для радиатора иное место, не мешающее установке навесного оборудования.

Если кабина у Econic оригинальная, то остальные узлы и агрегаты, в том числе рама, оси, двигатель, для снижения себестоимости унифицированы с другими моделями грузовых Mercedes, в частности Actros. Двигатель и сопутствующая навеска, ради которых пришлось пойти на заметную перекомпоновку конструкции, именуются OM 936. Ими же комплектуются развозные Atego, Antos и строительный Arocs. Эта рядная "шестерка" объемом 7,7 л доступна для коммунальной машины в двух вариантах мощности — 299 л. с. (1200 Нм) и 354 л. с. (1400 Нм). В качестве стандартной коробки передач фигурирует шестиступенчатая АКП Allison. В арсенале мерседесовского коммунальщика есть еще и газовый мотор. С 2002 года Econic NGT разошелся тиражом около 1400 единиц. Новую версию газового двигателя на метане обещают представить весной 2015-го.

Львиная доля Econic трудится в коммунальной отрасли, но все же далеко не все машины этого семейства окрашены в ярко-оранжевый цвет. Econic востребован пожарными и аэродромными службами наземного обеспечения полетов, а некоторые транспортные компании используют его даже в качестве развозного фургона, автоцистерны или седельного тягача. Иными словами, несмотря на узкую специализацию, это довольно обширное семейство автомобилей полной массой от 18 до 32 тонн, куда входят модели с колесными формулами 4х2, 6х2, 6х4 и 8х4.

Место рождения коммунального автомобиля, как и других грузовиков с трехлучевой звездой,— головной завод Daimler Trucks в Верте. Но не основное производство, а квартирующее по соседству с ним отделение Mercedes-Benz Special Trucks (MBST). Здесь на одной с ним нитке конвейера собирают также легендарные Unimog и капотные вездеходы Zetros. Кроме того, в компетенцию MBST входят поставка шасси для бронированных автомобилей, которые делают сторонние фирмы. Общие объемы производства всех моделей относительно невелики — 3-6 тыс. единиц. Что касается Econic, то с начала выпуска свет увидело в общей сложности около 13,5 тыс. автомобилей всех поколений.

Александр Солнцев, главный редактор журнала "Комтранс"

Вся лента