Современное искусство разместилось в Казахстане
ARTBAT Fest в Алма-Ате
В культурной столице Казахстана Алма-Ате в пятый раз стартовал Международный фестиваль современного искусства ARTBAT Fest, нынешний девиз которого «Smart city» — «Город разума». В течение целого месяца городская среда Алма-Аты будет выполнять функцию тотальной галереи contemporary art под открытым небом. Куратором смотра выступила Кристина Штейнбрехер-Пфандт, руководитель компании RDI Culture и арт-директор ярмарки современного искусства VIENNAFAIR The New Contemporary. Из Алма-Аты — ЕЛЕНА КРАВЦУН.
Фестиваль впервые состоялся в 2010 году — первоначально как частная инициатива одного человека, Игоря Слудского, бизнесмена и руководителя общественного объединения «Евразийский культурный альянс». Будучи в Брюсселе, он увидел городскую скульптуру Арне Квинза и решил, что для полного счастья его родной Алма-Ате недостает лишь современных ландшафтных экспозиций. Свое название новоиспеченный смотр получил в наследство от центральной пешеходной улицы, которую жители именуют «Арбат» по аналогии с московским. За пять лет фестиваль из локального мероприятия, объединяющего местную богему, превратился в довольно сносное событие с международным статусом. И основная заслуга в этом нынешнего куратора Кристины Штейнбрехер-Пфандт, которая предложила подчинить все события фестиваля духу паблик-арта. По словам Кристин, главным требованием для приглашенных художников было «создание коммуникационных зон с помощью инсталляций и гуманизация городской среды».
Так, голландский художественный альянс REFUNK, славящийся использованием дерева, резины и других архаичных материалов, выложил с помощью промышленных паллет некий амфитеатр. В качестве стимула к общению обитателей близлежащих домов он справился на «отлично»: еще во время установки арт-объектов социально активные жители чуть ли не устраивали собрания управдома и выясняли, нужен ли им под боком такой «art-сосед».
Работающий под псевдонимом Sickboy британский граффитист не придумал ничего оригинальнее, как на стене жилого дома изобразить шагающий жилой дом, напоминающий мультипликационного Спанч-Боба, хотя позитива этому рисунку явно не занимать. Участники французско-венгерской арт-группы Societe Realiste развлекались вексиллологией в стиле милитари: они выкрасили флаги разных государств под камуфляж, сохранив при этом изначальную цветовую гамму. Выставленные вокруг стеклянного купола на площади, эти пестрые полотнища будто напоминали о нависшей угрозе привычному миру, когда победить можно, только объединив усилия. Вопрос — а стоит ли воевать?
Наиболее эстетически выверенной оказалась деревянная скульптура, представляющая собой условный лес, авторства Пьера Лорана, архитектора по образованию. В его геометрической конструкции, имитирующей лесную чащу, можно было покататься на качелях и даже заблудиться, но ощущение бездушной подделки не покидает ни на секунду. Лоран как бы показывает зрителю, что ни один рукотворный объект, ни одна копия не заменит живого созидания природы. Всего на фестивале представлено 16 арт-объектов.
Не обошлось и без уличных перформансов, хотя лучше было бы без них. Австрийский перформансист Рэне Штессл приготовил «Суп для друга», ранее уже демонстрировавшийся в странах Европы. По замыслу нехитрый процесс кормления сидящего напротив с помощью хитро устроенной ложки, вделанной в неповоротливый метровый брусок, должен способствовать опять-таки коммуникации. Вместо этого участники только успевали «пилить селфи» в соцсетях. По словам самого Рэне, весь смысл этих действий в have fun и не более. Итальянец Сальваторе Вивиано пытался провести своим музыкально-хореографическим перформансом аналогию с культовым для дадаизма фильмом «Антракт» Рене Клера. На деле же облаченный в розовую балетную пачку Вивиано вместе с разной степени плотности коллегами под аккомпанемент алма-атинской камераты своими нелепыми действиями напоминал скорее участника проекта «Минута славы», чем опытного перформансиста.
Параллельно с основной паблик-арт программой в дни фестиваля на гаражной парковке открылась выставка молодых казахстанских художников On Love and Other Teachers… Среди вполне традиционных предметных и беспредметных полотен расположились инсталляции—попытки осмыслить свою национальность идентичность в глобализованном мире, как, например, у Сырлыбека Беботаева, который подвесил к потолку более 250 войлочных традиционных головных уборов горообразно, будто под ними притаились степные всадники-невидимки. Действительно впечатляет в этой экспозиции, пожалуй, «Комната граффити» REPAS. Художники воссоздали помещение, в котором вполне бы мог обитать и сам Бэнкси, где тотально исписаны не только стены, но даже баллончики с краской.