Ручная работа
Слово редактора
За прошедшее столетие человечество приобрело многое. Совершенствовалась медицина, не стоял на месте технический прогресс, да что говорить — даже телефоны заработали как компьютеры. Мечты фантастов двадцатилетней давности стали реальностью. Но интерес к ручному труду пропал — зачем инвестировать миллионы в то, что могут производить роботы и другие машины? Так думали на волне первых успехов в робототехнике, автоматизации и компьютеризации еще в середине прошлого века. Многие профессии, которые были востребованы раньше, стали естественным образом исчезать. Некому стало передавать секреты мастерства, незачем стало десятилетиями учиться, чтобы постичь то или иное "тайное" знание.
"Обувщик". Репродукция XIX века гравюры XVI века Йоста Аммана
Фото: DIOMEDIA/ Design Pics - Historical / Ken Welsh
"Мастерская ювелира", Алессандро Фей. Холст, масло, около 1570 года
Фото: DIOMEDIA/ Alinari / Bencini, Raffaello
"Примерка шляпы". Гравюра, около 1840 года
Фото: DIOMEDIA/ DeAgostini / De Agostini Picture Library
"Ювелирная лавка". Гравюра из книги "Olaus Magnus Historia de Gentibus Septentrionalibus", 1555 год
Фото: DIOMEDIA/ The Art Archive / Alfredo Dagli Orti
"Две шляпницы", Поль Синьяк. Холст, масло, около 1885-1886 годов
Фото: DeAgostini/Getty Images/Fotobank.com
И только потеряв ценные ручные ремесла, владельцы больших корпораций задумались. Без прежних умений стало невозможным развивать бизнес в правильном, аутентичном направлении. Все вокруг вдруг начали бояться всеобщей унификации. На первый план снова вышли редкие ремесла, бренд-менеджеры и маркетологи заговорили об уникальности, а стоимость единицы продукции, произведенной с использованием ставших редкими техник, резко пошла вверх. Теперь metier d'art — высокохудожественное ремесленное искусство — главное направление в развитии бизнеса всех модных, часовых и ювелирных компаний. Теперь открывают школы ремесел для подростков, думают о том, как передавать те знания, что остались всего у нескольких специалистов, а параллельно выпускают драгоценные коллекции, в которых применяются самые невероятные сегодня техники — например, маркетри из перламутра, шпона или перьев. Модные марки, связанные с производством сумок из редких видов кожи, выкупили европейские дубильные мастерские, но впереди всех оказалась Chanel, завладевшая ателье по работе с перьями, плиссировкой и созданию цветов из ткани Lemarie, костюмных украшений и пуговиц Gripoix и Desrues, вышивки всех мастей Lesage и так далее. Тем самым модный дом вдруг спас и мастерство, и бесценные архивы и дал работу десяткам вышивальщиц и мастеров по работе с перьями.
В начале сентября мне удалось побывать в некоторых из ателье. А в течение года — на нескольких часовых и ювелирных мануфактурах. Теперь там работает много молодых людей. Это должно вселять оптимизм, что реальное ручное производство все же не канет в Лету.
Два года назад я впервые услышал о Европейских днях декоративно-прикладного искусства и ремесел, проходящих в Швейцарии, Италии, Франции. Тогда в Париже можно было посетить крошечные ателье, представляющие еще не утерянные производства. Я выбрал ателье Анн Хоге, расположенное на Страсбургском бульваре. В душных комнатах под крышей она хранила коллекцию уникальных вееров. Еще сто лет назад подобных ателье было три сотни, полвека спустя их количество сократилось в три раза, а теперь, кажется, на всю Европу есть только Анн и ее подмастерье — несговорчивая китаянка. Именно Анн когда-то создавала роскошные веера для фильма "Мария-Антуанетта", а еще для коллекции Chanel Metiers d'Art Paris--Moscou, а также для одной из коллекций Louis Vuitton двухлетней давности.
Хочется верить, что у всех этих ателье и мастерских есть шанс на жизнь и память. Хочется верить, что найдутся те, кто будет и дальше ставить тонкую ручную работу выше точного роботизированного производства. Тогда у нас еще будет шанс увидеть прекрасные произведения, созданные руками человека, не только в музеях, но и в жизни.