Ручная работа
Слово редактора
За прошедшее столетие человечество приобрело многое. Совершенствовалась медицина, не стоял на месте технический прогресс, да что говорить — даже телефоны заработали как компьютеры. Мечты фантастов двадцатилетней давности стали реальностью. Но интерес к ручному труду пропал — зачем инвестировать миллионы в то, что могут производить роботы и другие машины? Так думали на волне первых успехов в робототехнике, автоматизации и компьютеризации еще в середине прошлого века. Многие профессии, которые были востребованы раньше, стали естественным образом исчезать. Некому стало передавать секреты мастерства, незачем стало десятилетиями учиться, чтобы постичь то или иное "тайное" знание.
И только потеряв ценные ручные ремесла, владельцы больших корпораций задумались. Без прежних умений стало невозможным развивать бизнес в правильном, аутентичном направлении. Все вокруг вдруг начали бояться всеобщей унификации. На первый план снова вышли редкие ремесла, бренд-менеджеры и маркетологи заговорили об уникальности, а стоимость единицы продукции, произведенной с использованием ставших редкими техник, резко пошла вверх. Теперь metier d'art — высокохудожественное ремесленное искусство — главное направление в развитии бизнеса всех модных, часовых и ювелирных компаний. Теперь открывают школы ремесел для подростков, думают о том, как передавать те знания, что остались всего у нескольких специалистов, а параллельно выпускают драгоценные коллекции, в которых применяются самые невероятные сегодня техники — например, маркетри из перламутра, шпона или перьев. Модные марки, связанные с производством сумок из редких видов кожи, выкупили европейские дубильные мастерские, но впереди всех оказалась Chanel, завладевшая ателье по работе с перьями, плиссировкой и созданию цветов из ткани Lemarie, костюмных украшений и пуговиц Gripoix и Desrues, вышивки всех мастей Lesage и так далее. Тем самым модный дом вдруг спас и мастерство, и бесценные архивы и дал работу десяткам вышивальщиц и мастеров по работе с перьями.
В начале сентября мне удалось побывать в некоторых из ателье. А в течение года — на нескольких часовых и ювелирных мануфактурах. Теперь там работает много молодых людей. Это должно вселять оптимизм, что реальное ручное производство все же не канет в Лету.
Два года назад я впервые услышал о Европейских днях декоративно-прикладного искусства и ремесел, проходящих в Швейцарии, Италии, Франции. Тогда в Париже можно было посетить крошечные ателье, представляющие еще не утерянные производства. Я выбрал ателье Анн Хоге, расположенное на Страсбургском бульваре. В душных комнатах под крышей она хранила коллекцию уникальных вееров. Еще сто лет назад подобных ателье было три сотни, полвека спустя их количество сократилось в три раза, а теперь, кажется, на всю Европу есть только Анн и ее подмастерье — несговорчивая китаянка. Именно Анн когда-то создавала роскошные веера для фильма "Мария-Антуанетта", а еще для коллекции Chanel Metiers d'Art Paris--Moscou, а также для одной из коллекций Louis Vuitton двухлетней давности.
Хочется верить, что у всех этих ателье и мастерских есть шанс на жизнь и память. Хочется верить, что найдутся те, кто будет и дальше ставить тонкую ручную работу выше точного роботизированного производства. Тогда у нас еще будет шанс увидеть прекрасные произведения, созданные руками человека, не только в музеях, но и в жизни.