Театр начинается с осени
Ольга Федянина о начале театрального сезона
Начало театрального сезона в Москве традиционно происходит, во-первых, постепенно, а во-вторых, чрезвычайно конкурентно. Постепенно, потому что театры, в отличие от школ, возвращаются из отпусков в индивидуальном режиме — "Гоголь-центр", к примеру, показал новую премьеру уже в конце августа, но есть и театры, которые откроются только в октябре. Конкурентно — потому что на протяжении всей осени у зрителей будет выбор между свежими московскими премьерами и богатыми фестивально-гастрольными программами, о которых мы расскажем в ближайших выпусках Weekend
Сразу в нескольких московских театрах в этом сезоне, независимо от наличия артистов и публики, разыгрывается сложная, дорогостоящая и нервная пьеса под названием "Ремонт". Малый обещает уже в октябре три новые премьеры, в том числе лермонтовский "Маскарад" в постановке Андрея Житинкина, но играть театру предстоит в филиале на Серпуховской и в ДК МАИ: основное здание закрыто на ремонт, кажется, до 2016 года.
Театр на Таганке тоже провел сбор труппы, но из-за ремонта московский сезон не откроет, театр ждет гастрольная осень.
Гоголь-центр, открывшийся сразу двумя премьерами - "бродилкой" "Сталкер" и спектаклем "Девять" по мотивам фильма "Девять дней одного года", запланировал следующую фазу ремонта на период с ноября по март. Зато в Театре Маяковского пьеса "Ремонт" подошла к концу; впрочем, это была, так сказать, малая форма, речь шла не об основном, совсем недавно обновленном здании, а о филиале "Сцена на Сретенке", расположенном в Пушкаревом переулке. Здесь на днях открывается небольшой, стильный, современно оборудованный зал, который, по словам худрука Маяковки, Миндаугаса Карбаускиса, предназначен для сложных, "элитарных" спектаклей — соответственно, на толпы зрителей "Сцена на Сретенке" не рассчитана, но 150-300 человек, в зависимости от спектакля, зал-трансформер вместит. Премьера открытия в новом филиале — "Декалог" Саши Денисовой в постановке Никиты Кобелева, драматическая вариация на тему библейских заповедей. В этом сезоне на всех сценах Маяковки обещаны премьеры самых разных режиссеров — от толстовских "Плодов просвещения", которые поставит сам Миндаугас Карбаускис, до "Отцов и сыновей", пьесы Брайана Фрила по мотивам "Отцов и детей", в постановке Леонида Хейфеца.
А в октябре конец ремонта отметит драматический театр им. К.С. Станиславского,— здесь полная техническая модернизация, расширение репетиционного и игрового пространства и восстановление фасада и интерьеров сопровождается обновлением репертуара, которое начнется с премьеры "Вакханок" Еврипида в постановке греческого режиссера Теодороса Терзопулоса. Среди других хедлайнеров сезона в театре Станиславского, который к тому же поменял название на "электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ" — Александр Огарев со спектаклем "Анна в тропиках", Ромео Кастеллуччи со своей первой российской постановкой "Человеческое использование человеческих существ" и новый художественный руководитель театра Борис Юхананов с метерлинковской "Синей птицей".
Репутацию самого неторопливого театра подтверждает "Студия драматического искусства" под руководством Сергея Женовача. На сборе труппы худрук объявил, что премьеры состоятся во второй половине сезона, и будет их только две, "Самоубийца" по пьесе Николая Эрдмана и "Мастер и Маргарита". Но так как спектакли этого театра и стареют крайне медленно, можно пока смотреть "Москву-Петушки", "Записки покойника" или "Мальчиков", поставленных по "Братьям Карамазовым" и собирающих публику вот уже десять лет.
Другие московские театры предпочли все же открываться самыми ожидаемыми премьерами. Постановкой Владимира Мирзоева "Безумный день, или Женитьба Фигаро" с Максимом Сухановым в роли графа Альмавивы начинает сезон Вахтанговский театр. С "Бориса Годунова" в постановке Константина Богомолова начинает сезон после каникул "Ленком" — Годунова играет сугубо "ленкомовский" Александр Збруев, а Отрепьева — "богомоловский" Игорь Миркурбанов.
Одним из первых открылся премьерой и МХТ им. А.П. Чехова, показав "Трамвай "Желание"" Теннесси Уильямса — в спектакле Романа Феодори заняты Марина Зудина, Михаил Пореченков, Ирина Пегова и Михаил Трухин. Среди обширных планов МХТ на текущий сезон самый большой интерес вызовут, вероятно, "Мефисто" по роману Клауса Манна в постановке Адольфа Шапиро, "На дне" Максима Горького (режиссер Виктор Рыжаков) и постюбилейный "Гамлет", которого обещают в постановке Константина Богомолова. Кроме того, одним из наиболее ожидаемых событий сезона и для МХТ, да и для театральной Москвы вообще, должно стать празднование юбилея художественного руководителя театра — Олегу Табакову в 2015 году исполнится 80 лет.