Бюджет решил не устраивать сцену
Минкульт меняет условия госзаданий подведомственным театрам
Краевое министерство культуры решило сократить расходы путем секвестирования постановочных бюджетов подведомственных ему учреждений. Наиболее значительно от этого решения может пострадать театр оперы и балета — его траты планируется уменьшить вдвое — с 74 млн до 38 млн руб. Пересматривая объемы госзадания, министерство уточняет и новые условия работы подопечных: репертуар будет согласовываться с чиновниками, и процент произведений зарубежных авторов на сцене будет ограничен. Эксперты не исключают, что это поставит крест на ряде проектов, в том числе на работе в Перми худрука оперного театра Теодора Курентзиса.
Краевой минкульт подвергнет секвестру бюджеты на театральные постановки всех подведомственных учреждений. Об этом „Ъ“ сообщил глава краевого ведомства Игорь Гладнев. «Это общий подход, исходя из той оперативной ситуации, которая складывается», — уточнил он. Позже господин Гладнев обещал „Ъ“ подробнее разъяснить детали нового подхода минкульта «не по телефону». Театры, полагают в министерстве, должны более эффективно работать с точки зрения поиска внутренних ресурсов, оптимизировать расходы, привлекать средства спонсоров и т.д.
Глобальной корректировке подвергнется, в частности, бюджетное финансирование Пермского театра оперы и балета — оно уменьшится в два раза, в соответствии с чем сократится и государственное задание театру. Об этом вчера сообщил «Новый компаньон». Как пишет издание, о грядущих изменениях министр культуры Пермского края Игорь Гладнев уведомил исполнительного директора Пермского театра оперы и балета Галину Полушкину 3 сентября. Кроме того, отныне театр будет обязан согласовывать с министерством репертуар и даже имена исполнителей и авторов произведений. Вечером 4 сентября театр получил из министерства новые условия работы в письменном виде. Согласно этому документу, государственное задание сокращается до постановки одной оперы, одного балета и одного детского спектакля в год, устанавливается процент российских и зарубежных авторов в репертуаре и некоторые другие параметры. Финансирование постановок театра из бюджета края сокращается до 38 млн руб. за 2015 год против 74 млн руб. за 2014 год. Кроме того, оговаривается, что 50% симфонических концертов должен исполнять оркестр под управлением главного дирижера Валерия Платонова. Это означает, что на долю художественного руководителя Теодора Курентзиса не остается вторых 50% концертов: в театре несколько штатных дирижеров и несколько приглашенных. Руководство театра ответило министерству, что на эти условия не соглашается и готово к диалогу. События происходили в отсутствие художественного руководителя, который прибыл в Пермь только вчера.
Как выяснил „Ъ“, Театру-Театру финансирование на новые постановки в следующем году сократили почти на треть. «Пришел проект нового госзадания, его цена снижена на 5 млн руб. Если в этом году нам перечислили на новые постановки 17 млн руб., то в следующем — 12 млн руб., — рассказал исполнительный директор Театра-Театра Анатолий Пичкалев. — По госзаданию, мы должны увеличивать количество зрителей. И этот показатель зависит от количества премьер. А нам сокращают затраты на новые постановки. Будем отстаивать свое право». Кроме того, господин Пичкалев полагает, что секвестр, раз он необходим, должен быть пропорционально справедливым для всех учреждений культуры. «Нас в том году урезали на 22%. Театр оперы и балета — на 5%, краевую филармонию — на 6%. Мне кажется, это неправильно», — отмечает он.
«Если госзадание действительно сформировано так, как это озвучивается в публичной плоскости, то в этом есть две фатальные вещи. Во-первых, это процентное соотношение между постановками российских и зарубежных авторов. Это напоминает постановление 1946 года о репертуаре драматических театров, когда решили, что в их репертуаре слишком много иностранных постановок. Оно, напомню, имело тяжелые последствия для культуры в целом. Во-вторых, мне сложно представить, что в госзадании прописаны конкретные персоналии. Кроме того, если речь и правда идет о необходимости согласовывать с минкультом имена авторов и исполнителей, это уже вписывается в понятие „цензура“, которая у нас запрещена Конституцией», — отмечает профессор кафедры новейшей истории России ПГНИУ, руководитель отдела научных исследований Музея современного искусства PERMM Галина Янковская. «Секвестр может поставить крест на многих театральных проектах, и на проекте с привлечением Теодора Курентзиса в том числе», — не исключает собеседница „Ъ“.
«С точки зрения расходов театров мне сложно судить, для этого надо быть „в теме“. Но мне кажется, что лучше было бы сосредоточиться на поиске дополнительных доходов», — полагает член комитета по бюджету краевого заксобрания Илья Шулькин. «У нас есть несколько ОАО, учредителями которых выступает краевое правительство. Та же „Корпорация развития Пермского края“, например, на чьих счетах лежит 800 млн руб. У края есть доли в ОАО «Международный аэропорт „Пермь“», чистая прибыль которого превышает 100 млн руб. Куда все это идет? Было бы гораздо эффективнее, если бы средства зачислялись в бюджет, тогда сокращения многих расходов удалось бы избежать», — уверен господин Шулькин.