Fiat отчеканил новый Ducato
Тест-драйв
На крупнейшем в мире "грузовом" заводе Sevel в Валь-ди-Сангро началось производство малотоннажника Fiat Ducato шестого поколения (Х290). Конвейерную ленту он традиционно делит с братьями-близнецами Peugeot Boxer и Citroen Jumper.
Общие инвестиции Fiat и P.S.A. (Peugeot Societe Anonime) в разработку и постановку на производство машин шестого поколения, которые длились пять лет, составили €700 млн. Однако вряд ли партнеры участвовали в реализации проекта равными долями. Сдается, что итальянская сторона вложила в разработку малотоннажника больше средств, нежели французская. Отсюда и некоторые конструктивные отличия итальянского варианта, в частности лучшая в классе грузоподъемность, не говоря уже об использовании разных двигателей. Да и объемы выпуска Ducato превосходят суммарные у P.S.A.
Кардинально отличается и структура выпуска. Например, доля шасси в производственной программе Ducato пятого поколения (X250) превышала 40%. Благодаря лучшим в классе показателями грузоподъемности и нагрузки на ось дукатовская платформа пользуется неизменной популярностью у разного рода кузовщиков, изготовителей надстроек и кемперостроителей. Скажем, в странах ЕС в сегменте моторхоумов Ducato принадлежит более 70% рынка. Недаром в перечне его основных рынков сбыта на первом месте Германия, где кемперы пользуются большим спросом, а родной итальянский рынок — только на втором. В то время как у французской парочки Peugeot Boxer/Citroen Jumper структура выпуска выглядит совсем иначе: практически три четверти производства приходится на долю цельнометаллических фургонов. Сдается, что и у машин шестого поколения эти пропорции сохранятся.
На излете своей конвейерной жизни Ducato пятого поколения отметился рекордными показателями. По объему выпуска (133 тыс. единиц в 2013 году) он значительно опережает других коммерсантов Fiat Professional. Скажем, идущий на втором месте "каблучок" Fiat Doblo (76,3 тыс. единиц) отстает от него почти вдвое. И если в прошлом году Ducato мог похвастать 19-процентной долей на рынке европейских LCV полной массой до 4 тонн, притом что общая доля Fiat Professional в этом сегменте составляла 11,6%, то в первом квартале нынешнего она выросла до 20,1%! Это лучший показатель за последние восемь лет, то есть с тех пор, как машины семейства X250 встали на производство. Весьма неплохой результат был зафиксирован и по итогам прошлогодних продаж в РФ. Среди одноклассников Ducato занял почетное третье место (5876 единиц), пропустив вперед только Peugeot Boxer (5903 единицы) и Ford Transit (13 077 единиц). С учетом того что сборка Transit налажена в Елабуге (и связанными с этим преференциями), тягаться с ним кому-то из простых импортеров вряд ли под силу. Аналогичная ситуация наблюдалась, кстати, во времена партнерства Fiat и "Соллерс", когда в той же Елабуге собирали Ducato четвертого поколения (Х244): по объему продаж он тогда уступал лишь "Газели" да ульяновским "буханкам" с "головастиками".
Впрочем, вернемся к новому Ducato. Создатели малотоннажника утверждают, что, используя "различные варианты кузова, двигателя и прочих механических агрегатов", можно скомпоновать около 10 тыс. модификаций грузовых фургонов и пассажирских микроавтобусов, а также шасси для установки различных кузовов! Не будем ловить их на слове, но модельная гамма Ducato и впрямь весьма обширна. Например, линейка фургонов состоит из восьми версий вместимостью от 8 до 17 куб. м. Грузовой отсек отличается квадратной формой с максимальным на рынке расстоянием между колесными арками (1,42 м), а также лучшими в сегменте внутренними размерами и удобством доступа. Попутно перед конструкторами стояла задача увеличить прочность кузова на 50% по сравнению с машинами пятого поколения. Для этого пришлось усилить ключевые точки кузова и проемы дверей, а также переработать петли, ролики для сдвижных дверей, ограничители и дверные уплотнители. При этом удалось компенсировать увеличение массы и даже снизить снаряженную массу автомобиля на 20 кг (для версии шасси).
Кроме того, новинка предлагается в четырех вариантах по длине и трех вариантах по высоте в фургонном исполнении, а также в шести вариантах по длине в исполнении ша сси-кабина и шасси-торпедо. Плюс к тому модельный ряд пополнился новыми версиями. Речь о шасси с длиной колесной базы 4,3 тыс. мм, грузопассажирском фургоне с кабиной на семь мест и самосвале с трехсторонней разгрузкой.
С точки зрения механики в новой модели Ducato сохранили передний привод, переднюю подвеску на стойках McPherson и заднюю зависимую подвеску на листовых рессорах. Однако верхнюю часть стоек и уплотнения передней подвески переработали, чтобы предотвратить проникновение воды, снизить уровень шума и увеличить срок службы. К слову, задняя подвеска предлагается в семи вариантах исполнения — от стандартной версии Comfort до конструкции на пневмобаллонах. В качестве опции фигурирует также задняя подвеска из композитного материала. По своим характеристикам она ни в чем не уступает обычной подвеске, но легче последней на 15 кг. В целом нагрузку на подвеску удалось поднять на 100 кг. И ныне полная масса Ducato составляет 4400 кг для кемперов и 4250 кг для версии Maxi. При этом нагрузка на переднюю ось достигает 2100 кг, а на заднюю — 2500 кг.
Весьма внушительно выглядит и гамма силовых агрегатов, предлагаемых для нового Ducato. Линейка моторов представлена дизелями семейства MultiJet объемом 2, 2,3 и 3 л. Особняком стоит перспективный трехлитровый метановый агрегат мощностью 140 л. с., отвечающий нормам "Евро-6". Двухлитровые моторы комплектуют с пятиступенчатой МКП, остальные — с шестиступенчатой механической или роботизированной коробкой Comfort-Matic. Впрочем, для российских покупателей Ducato выбор, увы, невелик: альтернативы 130-сильному MultiJet объемом 2,3 л в паре с шестиступенчатой МКП для машин, предназначенных для рынка РФ, нет.