Пункты о ненападении
Как на юго-востоке Украины будут выполнять Минское соглашение
Вчера ситуация в зоне боевых действий на юго-востоке Украины была значительно спокойней, чем в предшествующий период. Несмотря на обвинения сторон в нарушении объявленного 5 сентября перемирия, серьезных столкновений зафиксировано не было. Корреспондент "Ъ" стал свидетелем того, как украинской стороне были переданы пленные, ожидается, что обмен — а это один из пунктов Минского соглашения — будет продолжен. Однако, судя по опубликованному вчера ОБСЕ тексту документа, не все пункты удастся выполнить так же легко. Опрошенные "Ъ" эксперты выделяют принятие закона об особом статусе подконтрольных ополченцам районов самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (это противоречит позиции лидеров ДНР и ЛНР) и требование вывести с территории Украины все "незаконные вооруженные формирования, боевиков и наемников".
"Давай лучше в мирное время встретимся"
21 военный из Кировограда из 2-го батальона территориальной обороны выходили из окружения, в которое они попали в районе Саур-Могилы, несколько дней. Вчера утром они попали в расположение частей самопровозглашенной ДНР. Вышли без оружия и в тот же день были переданы в распоряжение украинского командования.
— Встретили нас нормально, сразу предложили еды и баню,— рассказали украинские солдаты.
Передача пленных должна была состояться на трассе между деревнями Кузнецово-Михайловка и Шевченко, в 4 км от российской границы. Представители ДНР привезли пленных на белом автобусе.
Переговоры по неизвестным причинам затягивались. Украинская сторона на всякий случай предложила российским журналистам стать свидетелями процедуры. Мы подъехали на место, когда солнце уже заходило. Всего бойцы прождали в поле шесть часов.
Украинские военные и сторожившие их представители самопровозглашенной ДНР во главе с бородатым мужчиной с позывным "Викинг" за это время успели неплохо познакомиться, вместе курили на обочине и шутили. Сама передача не заняла и десяти минут.
— Еще повоюем,— пошутил на прощание Викинг.
— Нет, давай лучше в мирное время встретимся, посидим, поговорим,— ответил ему один из солдат.
Вскоре на горизонте появился сиреневый автобус с белыми флагами над кабиной. Когда теперь уже бывшие пленные с вещами сели в автобус, он резко снялся с места и через линию фронта ушел в сторону одного из сел, удерживаемого украинскими военными. В понедельник уже здесь должна состояться передача командованию их части.
Когда мы возвращались в Мариуполь, на окраинах города было видно зарево огня. Накануне вечером, уже после подписания мирных соглашений, когда горожане стали отмечать прекращение войны, восточная окраина города подверглась обстрелу. Под огонь попал блокпост на трассе Мариуполь--Новоазовск. Каким-то чудом никто не погиб, лишь один человек получил ранения. По сообщениям украинских военных, вооруженные столкновения продолжались в Тельмановском районе Донецкой области.
Подводные камни перемирия
На самом деле, за два дня перемирия обе стороны успели заявить о том, что оно нарушается. Представители ДНР обвинили вооруженные силы Украины в обстреле из установок "Град" Киевского района Донецка. В свою очередь, представители украинской администрации Мариуполя заявили, что силы ДНР подвергли обстрелу некоторые кварталы этого города, в результате чего погибла женщина. На других участках фронта в течение вчерашнего дня серьезных столкновений зафиксировано не было.
Однако в целом тон пока позитивный. Пресс-служба президента Украины Петра Порошенко сообщила, что в ходе телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным главы государств признали, что режим прекращения огня, действующий чуть больше суток, в целом удается соблюсти.
Тем временем Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) обнародовала текст протокола, подписанного при ее участии на заседании контактной группы, состоявшемся в Минске в минувшую пятницу. Документ содержит 12 пунктов по урегулированию ситуации в Донбассе. Часть программы была оглашена сразу по итогам пятничной встречи: главное, о чем в тот день удалось договориться переговорщикам от РФ, Украины, ополченцев и ОБСЕ,— введение режима двустороннего прекращения огня. Помимо этого стороны согласовали отвод войск от жилых кварталов и обмен пленными — по принципу "всех на всех". Теперь же стали известны более детальные итоги встречи, проходившей в Минске за закрытыми дверьми.
Вчера разрешилась едва ли не главная интрига — об анонсированной Киевом готовности к децентрализации власти. Выступая на прошедшем в уэльском Ньюпорте саммите НАТО, президент Украины Петр Порошенко объявил, что пойдет на "выдающиеся шаги" в этом направлении. В тексте же Минского протокола говорится, что отдельные районы ДНР и ЛНР получат "особый статус" и там должны пройти досрочные местные выборы. По мнению украинского политолога Михаила Погребинского, при такой постановке вопроса говорить о перспективах полноценной децентрализации фактически не имеет смысла. "Речь идет только о тех районах Донецкой и Луганской областей, которые заняты ополченцами, то есть даже не о самостоятельных территориальных единицах,— заявил эксперт "Ъ".— Сложно представить, что после нескольких месяцев ожесточенных боев ополченцы согласятся на "особый статус" всего лишь части территорий, для которых добивались государственной независимости".
Опасения экспертов подтвердило вчерашнее заявление председателя совета министров самопровозглашенной Луганской народной республики Игоря Плотницкого. По его словам, зафиксированный Киевом закон об особом статусе для Донецкой и Луганской областей не означает отказа от независимости. Глава ЛНР пояснил, что самопровозглашенные республики идут на компромисс только ради перемирия и прекращения кровопролития. До этого он заявил, что в Минске вопрос о будущем статусе республик вообще не обсуждался,— это означает, что реальные требования ополченцев там не рассматривались вообще (см. "Ъ" от 5 сентября).
Не менее уязвимым пунктом плана стало требование "вывести с территории Украины незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников". Учитывая, что под эту классификацию, по версии Киева, подпадают все, кто ведет против него боевые действия, выполнение этого пункта для лидеров ДНР и ЛНР равносильно капитуляции.
Однако близкие к властям украинские политики дали понять "Ъ": Киев будет настаивать именно на своей интерпретации, какие вооруженные формирования считать "незаконными". "Ситуация проста и понятна. Законность либо незаконность военных формирований определяет украинское законодательство,— заявил "Ъ" депутат Верховной рады от фракции "Батькивщина" Александр Бригинец.— Незаконными являются батальоны, воюющие на стороне так называемых ДНР и ЛНР, а также фиктивные формирования, якобы воюющие на украинской стороне, а на самом деле служащие только для пиара некоторых политиков и не входящие ни в Нацгвардию, ни в вооруженные силы. Я видел в Донбассе и такие батальоны. Что же касается батальонов, созданных официально, их ликвидировать сейчас никто не будет. И это также проистекает из плана президента Порошенко".
Опрошенные "Ъ" эксперты убеждены, что достигнутые в Минске договоренности — сугубо предварительные и для достижения реального перемирия сторонам конфликта потребуется еще целая серия переговоров. Вчера вечером стало известно, что в следующий раз контактная группа может собраться в конце следующей недели в расширенном составе — об этом заявил в эфире "ФМ" премьер ДНР Александр Захарченко. По его словам, в следующей встрече могут принять участие "люди из аппарата президента Украины — их фамилии согласовываются уже сейчас".
Михаил Погребинский уверен, что достигнутые договоренности — это "предварительный проект желаемых изменений, в котором не прописаны ни конкретный план действий, ни сроки, ни обязательства сторон". "Эти 12 пунктов сформулировали, чтобы начать спасать людей от катастрофы, начать готовиться к зиме,— считает эксперт,— а реальные переговоры отложить на потом".