На сколько их хватит?
Леонид Слуцкий, председатель комитета Госдумы по делам СНГ:
— Думаю, перемирие будет стабильным. Оно нужно Западу, чтобы провести хотя бы видимость демократических выборов в Верховную раду. Перемирие нужно и потому, что вооруженные силы Украины уже не могут вести боевые действия. Иначе они просто проиграют. Мы видели, как развивались события последние дни перед подписанием соглашения. Другое дело, какие инструкции Киев получит от Запада в дальнейшем. Но сейчас наша задача сделать все, чтобы перемирие стало не просто стабильным, а постоянным. Нужно говорить о государственном устройстве Украины, статусе русского и других вопросах, которые актуальны для будущего Украины, всего региона, да и русского мира в целом. А стратегические планы будем строить как минимум после парламентских выборов.
Константин Затулин, директор Института стран СНГ:
— Будем надеяться, они продержатся как можно дольше. Хотя сейчас только ленивый не говорит о скором прекращении этих договоренностей, так как они не выдерживают критики. Но иначе и быть не могло, когда на ключевые роли были привлечены такие выдающиеся "литераторы", как посол Зурабов и экс-президент Кучма. Эти люди далеки от понимания происходящего. Но тем не менее самые плохие договоренности о мире лучше, чем самые лучшие — о войне.
Владимир Рыжков, председатель Общероссийского общественного движения "Выбор России":
— Все будет зависеть от целей обеих сторон. Скорее всего, это противостояние закрепится, а ДНР и ЛНР будут существовать в качестве территорий с неопределенным статусом, как Нагорный Карабах, Абхазия и другие.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества, Киев:
— Навряд ли перемирие будет долговечным. Все зависит от того, смогут ли стороны сделать первый шаг — обменяться пленными. Тогда, возможно, начнется разговор и о механизме взаимоотношений Киева с этой частью донецко-луганского региона. А когда начнется разговор о разделении прав и обязанностей и демилитаризация в регионе, тогда появится шанс на дальнейшие шаги по урегулированию конфликта, переход в конструктивное русло. Но этот сценарий может быть в любой момент сорван.
Георгий Сатаров, президент фонда "Индем":
— Их уже не хватило. Ночной обстрел Мариуполя это доказал. В принципе проблема была заложена с самого начала. Такие договоренности должны сопровождаться механизмами третейского контроля. Но они в соглашениях предусмотрены не были, и сейчас обе стороны валят все друг на друга. Так что все с самого начала было несерьезно, и последние события лишь подтверждение.
Михаил Федотов, председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека:
— Перемирие продержится недолго, потому что перерастет в мир. Сделать это будет трудно, но необходимо, чтобы остановить братоубийственную войну.