"Хочется верить, что Банк России не свернет с заявленного пути"

Зампред Банка России Михаил Сухов, выступая на банковском форуме в Сочи, дал рынку сигнал: надзор станет жестче, а количество отозванных лицензий будет расти. Новый подход затронет системообразующие банки. За их действиями Центробанк будет следить более тщательно. Количество представителей ЦБ в кредитных организациях увеличится с нынешних 20 до 40. В центральном аппарате Банка России для этого будет создано специальное подразделение. Экономист Сергей Алексашенко считает, что это — шаг в правильном направлении.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Центральный банк признал ошибку, совершенную пятнадцать лет назад. Тогда, после кризиса 98-го года, было уничтожено ОПЕРУ-2, специальное подразделение внутри Банка России, которое отвечало за надзор за крупнейшими банками. Теперь это подразделение будет воссоздано. Крупные банки, получив звучное название "системообразующие", вскоре обретут своих кураторов в центральном аппарате Банка России. И хочется верить, что это приведет к росту качества банковского надзора в стране в целом, ведь именно в Москве, на Неглинной улице сосредоточены самые квалифицированные кадры. Которые хорошо знают причины банкротства российских банков и современные финансовые инструменты. Которые собаку съели на изучении операций по выводу активов из банков.

В качественном надзоре заинтересованы многие. Вкладчики, которым не нужно будет нервничать, услышав новость об очередном банковском "черном списке". Компании-клиенты, которые смогут спокойно выстраивать долгосрочные отношения с банками, будучи уверенными в их устойчивости. Акционеры и менеджеры банков — только не те, что из числа жуликов и воров, а те, кто выстраивает стратегии развития, ориентированные на будущее. В середине 90-х многие крупные банки просили передать их под надзор ОПЕРУ-2. Выиграет государство, в конце концов, которому не нужно будет выделять все новые и новые сотни миллиардов рублей для спасения банков-банкротов.

Понятно, что есть и те, кому усиление банковского надзора придется не по вкусу. Ведь серый, полукриминальный, а порой и просто криминальный банковский бизнес позволяет многим неплохо зарабатывать. И наивно предполагать, что Банк России не встретит противодействия в реализации своих планов. Суды порою будут принимать странные решения, которые почему-то защищают жуликов, а не честных граждан. Силовики, порою, будут вставать на защиту крышуемых мошенников. Начальники разного уровня будут намекать Банку России, что неплохо бы "учесть" и "войти в положение".

Не следует думать, что после воссоздания надзорного подразделения в центральном аппарате все проблемы исчезнут прямо завтра. Что в какой-то понедельник мы проснемся и узнаем, что с банковской системой в стране все в порядке. Хотя про надзор написано много книг и пособий, главное в нем – это люди. Их опыт, квалификация и навыки. В Советском Союзе банковского надзора не было вообще, то есть унаследовать было совсем нечего. Все, что мы сегодня имеем, возникло и развилось за последние 20 лет. И на этом пути были и успехи, и неудачи. Была и смерть Андрея Козлова 8 лет назад.

Хочется верить, что Банк России на этот раз сделал окончательный выбор. И уже не свернет с заявленного пути. Не заморозит инициативу и не будет бить по рукам своим сотрудникам, которые вскроют секреты каких-то "уважаемых людей".

Хочется верить и в то, что у государства возникнет понимание того, что банковская система — слишком важный элемент в экономической конструкции. И что она, банковская система, только окрепнет, если будет работать по правилам, а не по понятиям.

Вся лента