"Почему бы Шаолиню не попробовать использовать маркетинг?"

Буддийский монастырь Шаолинь открыл вакансию медиадиректора. Задача нового сотрудника — продвигать бренд "Шаолинь" и работать с социальными медиа. При этом соискателю не нужно быть монахом, необязательно владеть боевыми искусствами и быть вегетарианцем. На вакансию уже откликнулись около 300 человек, в том числе и женщины, хотя монастырь мужской. Подробности — у Светланы Беловой.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ  /  купить фото

От того Шаолиня, где монахи-затворники веками хранили тайны своего боевого искусства и постигали духовные практики, теперь осталось только имя. Билеты на вход в монастырь продает специально созданная компания. Прибыль в 150 млн юаней — это около $25 млн — делят между собой город Дэнфэн у подножья горы Суншань и сам монастырь.

Туристы говорят, что в храме постижения истины многолюдно, как метро в час пик. На территории монастыря продают печенье, чай, лечебные мази и даже вино под брендом "Шаолинь". Эту торговую марку монахи зарегистрировали несколько лет назад, и в 2005 году настоятель Ши Юнсинь впервые уплатил налоги — 20 тыс. юаней. Это чуть больше $3 тыс.

Тотальная коммерциализация древней духовной практики раздражает многих последователей. Постепенно стала падать и популярность боевого искусства монахов — кунг-фу. Поэтому Шаолинь и вынужден нанять специалиста по продвижению, считает продюсер телеканала "Бойцовский клуб" Андрей Баздрев.

"Шаолинь вошел в массовую культуру в середине 20-го века за счет фильмов, за счет того, что его показывал Брюс Ли. Он вообще был главным популяризатором этих восточных единоборств. Сейчас интерес к этим единоборствам, конечно, находится на спаде, потому что не так много людей знают уже об этой истории. Молодежь растет совершенно на других источниках информации, на других фильмах", — пояснил Баздрев.

Существенную долю дохода Шаолиньского монастыря составляют школы боевого искусства. Они действуют почти в 100 странах мира. Но дело чести каждого ученика, взять уроки у настоящего мастера на горе Суншань. Купить двухнедельный тур туда, скажем, из Москвы, стоит $3-4 тыс. За эти деньги турист получает ранний подъем, скудную пищу и комнату отеле, но вполне комфортабельную: с душем, телевизором и выходом в интернет.

Доступ в Сеть — заслуга предыдущего настоятеля монастыря Шаолинь. На его надгробье в Лесу пагод — так называют здесь кладбище — высечены автомобиль, видеокамера и ноутбук. Объяснение таких изображений дал один из монахов в эфире телеканала НТВ.

"На пагодах иногда изображают заслуги монахов. Эти предметы напоминают всем, что настоятель был очень прогрессивным. Он провел в монастырь интернет", — рассказал монах.

Сам настоятель Ши Юнсинь объясняет такую бурную деятельность монастыря тем, что нужно активнее распространять буддийское мышление по миру. Для такой задачи вполне сработают классические маркетинговые схемы, уверен управляющий директор BrandLab Александр Еременко.

"Конечно, это можно называть и попсой, и как угодно. Тем не менее, это способ донести определенную культуру, философию и мысль до большинства. Почему бы не попробовать использовать маркетинг, который применяется уже давно, в том числе и религиозными организациями. Почему бы и не попробовать для Шаолиня?" — отметил Еременко.

Кстати, два года назад монастырь Шаолинь чуть было не вышел на фондовую биржу. Однако власти Китая запретили проводить IPO. Тем не менее, у монахов есть способ обойти запрет. Управляющей компании придется только вывести из списка активов акционерного общества, собственно, сами культовые места. А билетные кассы, школы боевых искусств, сувенирные лавки, отели и прочее можно оставить. На такую хитрость уже пошел буддийский храм, расположенный на горе Эмей в Сычуане. Теперь он торгуется на Гонконгской бирже.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...