Газовозы уплывают со «Звезды»
Концепция суперверфи на Дальнем Востоке меняется
Модель развития верфи «Звезда», строящейся под шельфовые заказы нефтегазовых компаний, может измениться. Строительство газовозов «отойдет на второй план», а верфь сосредоточится на буровых и судах-снабженцах. По данным „Ъ“, «твердых» заказов на газовозы пока нет, а в условиях санкций ЕС и США, запретивших экспорт шельфовых технологий в Россию, нефтяникам важнее производство техники для добычи. Кроме того, эти технологии освоить проще, чем газовозы. Но смена концепции «Звезды» может привести к сдвигу сроков запуска верфи.
В пятницу президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов заявил, что номенклатура продукции строящейся на Дальнем Востоке верфи «Звезда» стоимостью 110 млрд руб. может измениться. «Мы пришли к выводу, что все ошибки, которые можно было совершить, все совершили,— сказал он.— Одной из фундаментальных ошибок является отсутствие четко выверенного концептуального проекта развития верфи». Господин Рахманов заверил, что «нельзя сказать, что потеряли какие-то деньги», все наработки будут использованы.
По словам главы ОСК, в ближайшее время корпорация будет обсуждать с «Роснефтью» «продуктовый ряд», который будет производиться на «Звезде» (верфь подконтрольна ОСК, но должна перейти консорциуму инвесторов, ключевую роль в котором играет «Роснефть»). Вице-премьер Дмитрий Рогозин отвел на формирование общей картины срок до 22 сентября. И уже понятно, что продуктовая линейка изменится, «газовозы с большой долей вероятности отойдут на второй план». Но у «Роснефти» «широкая гамма потребностей, в частности, в судах снабжения, в элементах платформ и различного рода ледокольных судах», заметил Алексей Рахманов.
Господин Рахманов пояснил „Ъ“, что концепция развития «Звезды» неоднократно менялась из-за корректировок планов компаний по освоению шельфа. «Теперь надо определиться с окончательной номенклатурой, исходя из текущих потребностей якорного заказчика „Роснефти“»,— отметил глава ОСК. В «Роснефти» от комментариев отказались. Источники „Ъ“, знакомые с ситуацией, говорят, что выпуск газовозов на «Звезде» «сейчас малоактуален: среднесрочный спрос на них сложно точно определить». Собеседники „Ъ“ отмечают, что «Звезду» заложили в 2009 году: «Планировалось, что она будет строить технику под Штокмановское месторождение, но в итоге огромный портфель этих заказов отпал (проект отложен.— „Ъ“)». Собеседники „Ъ“ также отмечают, что «есть большая вероятность, что срок запуска верфи, который намечен на 2018 год, в итоге будет скорректирован».
Сейчас единственный проект, где есть ясность с флотом газовозов,— «Ямал СПГ». Но 16 судов для него законтрактованы «Совкомфлотом» и иностранными подрядчиками, строиться они будут в Южной Корее. По «Балтийскому СПГ», «Владивостоку СПГ» и третьей очереди на «Сахалине-2» «Газпрома», «Дальневосточному СПГ» «Роснефти» на Сахалине нет ни инвестрешений, ни сроков запуска. По оценке главы энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григория Выгона, до 2020 года почти наверняка введут «Дальневосточный СПГ» на 5 млн т, «Владивосток СПГ» может заработать в 2020 году, а перспективы «Балтийского СПГ» неясны. Но из-за близости основного рынка сбыта — Японии — СПГ-проектам Сахалина нужно мало газовозов («Сахалин-2» мощностью 10 млн т в год обслуживают три СПГ-танкера).
Источники „Ъ“ добавляют, что строительство буровых платформ и судов снабжения «стало более актуально и с учетом западных санкций» (принятые в июле санкции ЕС и США ограничили экспорт технологий для добычи нефти на шельфе). Другой собеседник говорит, что ОСК и «Роснефть» сами попали под санкции США, а «строительство газовозов технологически сложнее вести без зарубежных партеров». «С производством буровой техники тоже нелегко, но для нее проще найти партнеров, тогда как технологии газовозов — часто эксклюзив»,— считает он.
Надежда Малышева из PortNews считает решение сосредоточиться на буровой технике и судах-снабженцах на «Звезде» правильным, так как заказы на газовозы в основном будут размещены в Южной Корее. Она добавляет, что деньги на строительство высокотехнологичных судов обычно привлекаются в иностранных банках и неофициальным условием кредитов является размещение заказов за рубежом.