Кондитерский мак созрел для суда
Более десятка человек обвиняют в торговле наркотиками
Материалы скандального уголовного дела о поставке в Россию из-за рубежа кондитерского мака, в котором, по версии следствия, содержалось наркотическое вещество, направлены для рассмотрения в Брянский облсуд. На скамье подсудимых окажутся более десяти человек, включая предполагаемых организаторов преступного сообщества.
Как сообщила "Ъ" адвокат одной из подсудимых Ольги Зелениной Сталина Гуревич, решение о передаче в Брянск почти 200 томов уголовного дела на днях принял Мосгорсуд, так как именно там была совершена, по мнению следствия, большая часть преступлений. Напомним, что само дело о поставках якобы содержащего наркотик пищевого мака было инициировано ФСКН в 2010 году. Тогда таможенники в Брянске задержали партию пищевого мака, в котором якобы имелось некоторое содержание морфина и кодеина, хотя на фоне общего веса оно казалось незначительным. Пищевой мак широко используется в пищевой промышленности, в первую очередь кондитерами. Между тем представители ФСКН утверждали, что "грязный" мак, то есть содержащий примеси маковой соломки, активно используется наркоманами в притонах, где с помощью нехитрых манипуляций из пищевого продукта синтезируется наркотик.
ФСКН выяснила, что 42 тонны подозрительного продукта направлялись из-за границы в адрес компаний МКМ и "Алкарус", которыми руководили бизнесмен Сергей Шилов, его брат Владимир и сын Роман. Фактически поставки мака стали для господ Шиловых семейным бизнесом. У них были сотни клиентов по всей России, а годовой оборот от продажи мака составлял несколько сот миллионов рублей.
В отношении Сергея Шилова было возбуждено уголовное дело, но расследование шло трудно — дело то прекращалось, то возбуждалось вновь. Между тем сам предприниматель, кстати, в прошлом кадровый офицер Минобороны, служивший на Байконуре, написал письмо в пензенский НИИ сельского хозяйства, в котором задал ряд вопросов о содержании наркотиков в пищевом маке. На него откликнулась специалист Ольга Зеленина, получив, по версии ФСКН, за это 20 тыс. руб. на карточку в виде вознаграждения. Причем ранее проблемой содержания наркосодержащих веществ в маке эксперты занимались мало, а установленные нормы регламентировались различными ГОСТами и постановлениями чиновников. Между коммерсантом и экспертом НИИ завязалась переписка, а в 2011 году госпожа Зеленина наконец дала ответ: из "загрязненного" мака нельзя изготовить то количество наркотиков, которое называло ФСКН.
Через год наркополицейские нагрянули с обыском на склад Сергея Шилова в Подмосковье. Там хранилось уже порядка 200 тонн также якобы "загрязненного" мака, который уже успел пройти через границу. Вскоре задержали господ Шиловых, а затем Ольгу Зеленину и ряд контрагентов бизнесменов. Как заявили в ФСКН, удалось раскрыть сеть поставок наркотиков, которую коммерсанты создали под видом законного бизнеса. Эксперта НИИ назвали соучастницей подозреваемых, которая знала о "загрязненном" маке, но выдавала нужное им заключение. Всего фигурантами уголовного дела стали около 15 человек. Многие из них были арестованы, но потом отпущены, и сейчас под стражей находятся лишь несколько человек. Эта история вызвала большой скандал на пищевом рынке, участники которого усомнились в правомерности претензий наркополицейских.
Само следствие почти три года велось в Москве и было закончено только в начале этого года. Изначально всем фигурантам вменялись в вину сбыт наркотиков (ст. 228.1), организация и участие в преступном сообществе (ст. 210), контрабанда (ст. 188) УК РФ. После декриминализации ст. 188 часть обвинений отпала.
На днях, как стало известно "Ъ", зампрокурора Москвы Александр Козлов направил материалы дела в Мосгорсуд. "Он изучал огромное дело всего пять или шесть дней и направил его в суд, даже не заметив наших ходатайств об устранении допущенных следствием многочисленных нарушений",— заявила Сталина Гуревич, говоря о претензиях следствия к ее подзащитной. Она уточнила, что следователи вообще забыли отказаться от обвинений в контрабанде и не вынесли соответствующее постановление, а в самих материалах госпожа Зеленина фигурирует то пособницей создателей ОПС, то членом сообщества. Всего, считает адвокат, в деле масса грубейших нарушений. Между тем большая часть обвиняемых своей вины не признает.