Нижний Новгород борется с лишним весом
На пунктах контроля большегрузов город планирует собирать более 800 млн руб. штрафов
Администрация Нижнего Новгорода готовится установить на въездах в город автоматизированные пункты весового контроля грузовых автомобилей и штрафовать водителей за превышение максимально разрешенной массы машин. По расчетам мэрии, эти сборы могут пополнять городской бюджет более чем на 800 млн руб. ежегодно. Дополнительные доходы город планирует направить на ремонт дорог, покрытие на которых зачастую страдает от большегрузов. Юристы отмечают, что инициатива муниципалитета потребует внесения изменений в региональное законодательство и создания специального уполномоченного органа. Участники рынка предупреждают, что грузоотправители будут включать штрафы и сборы на федеральных трассах в стоимость своей продукции.
В 2015 году в Нижнем Новгороде планируется внедрить комплексную систему весового и габаритного контроля большегрузного транспорта. Об этом вчера на оперативном совещании в городской администрации рассказал директор муниципального Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Павел Помелов. «В среднем в сутки в Нижний Новгород въезжает 8 тыс. автомобилей с предельно допустимой массой более 18 т, из которых, по статистике, 1,2 тыс. автотранспортных средств, или 15%, следуют с превышением веса. Это пагубно сказывается на эксплуатационных характеристиках дорог и плохо влияет на экологическую обстановку в городе», — пояснил господин Помелов. С помощью новой системы городские власти планируют выявлять нарушителей и направлять штрафы в городской бюджет, чтобы на эти деньги ремонтировать муниципальные дороги. Для этого в будущем году на въездах в город планируется установить девять новых стационарных пунктов весового контроля, оборудованных камерами фото- и видеофиксации. Предполагаемые точки размещения: ул. Акимова, Московское шоссе (около пункта ДПС), поселок Ольгино, поселок Дубравный, Казанское шоссе, ул. Рельсовая, ул. Восточная и на объездной ул. Федосеенко. Еще пять пунктов будут передвижными. Комплексы будут автоматически взвешивать транспортные средства, сканировать их номера и отправлять в центры обработки данных, как это происходит сейчас при нарушении ПДД. Если зафиксированная масса грузовика окажется выше максимально разрешенной, на владельца автомобиля будет выписан штраф.
По предварительным подсчетам, затраты на покупку системы в максимальной комплектации с установкой составят 253,5 млн руб. Еще 15 млн руб. ежегодно понадобится на ее обслуживание. В ЦОДД рассчитывают, что расходы окупятся в течение года. Как пояснил „Ъ“ Павел Помелов, сейчас по региональному кодексу об административных правонарушениях штраф за перевозку грузов с превышением разрешенной максимальной массы составляет от 1,5 тыс. руб. до 2 тыс. руб., то есть ежедневный доход муниципальной казны может составить на 2,4 млн руб. По подсчетам главы администрации Олега Кондрашова, таким образом, годовой доход городского бюджета за счет внедрения системы может увеличиться на 876 млн руб. «Если учесть, что у нас бюджет дорожно-ремонтной кампании в этом году составляет 1,34 млрд руб., то это 65% годового бюджета. На мой взгляд, проблема большегрузного транспорта и его негативного воздействия на город очевидна. Строгий контроль и наказание нарушителей правил перевозок позволит сократить аварийность, сохранить экологию и дороги Нижнего Новгорода», — отметил Олег Кондрашов. Как уточнил господин Помелов, внедрение системы будет возможно после внесения в 2015 году изменений в федеральное законодательство, которые позволят применять фото- и видеоаппаратуру для фиксации нарушений при перевозке грузов.
Управляющий партнер Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Олег Тимофеев отмечает, что в первую очередь администрации города необходимо обратить внимание на статус дорог, на которых планируется разместить пункты весового контроля, чтобы они находились в ведении муниципалитета. «Кроме того, чтобы собирать штрафы в бюджет Нижнего Новгорода, скорее всего, придется внести изменения в региональный кодекс об административных правонарушениях и создать специальный орган, который необходимо наделить соответствующими полномочиями. Иначе первый же выписанный штраф будет обжалован», — полагает юрист.
Президент Поволжской логистической ассоциации Андрей Иванов отмечает, что с 2015 года на федеральном уровне вводится плата за перемещение грузовых автомобилей массой более 12 т по федеральным трассам — 3,7 руб. за 1 км. «Таким образом, владельцы фур будут вынуждены платить не только за перемещение по федеральным трассам, но и, как в Нижнем Новгороде, с них будут взиматься штрафы за перевес. Все это обязательно отразится на стоимости товаров для конечного потребителя», — рассуждает господин Иванов. По его мнению, получить дополнительный доход городские власти могли бы не ужесточением администрирования, а созданием платных паркингов с пунктами отдыха и общественного питания для дальнобойщиков. Кроме того, полагает эксперт, установка пунктов весового контроля на ряде направлений, таких как Нижний Новгород — Киров, где проезд возможен только по одному пути и нет объезда, может привести к скандалам, обращениям в суд со стороны бизнеса и к коррупции.