Рыбу раскручивают с хвоста
ОАО «РЖД» обещает ускоренную отправку дальневосточной продукции на запад
В связи с необходимостью замещения импорта в Россию морепродуктов РЖД объявило о готовности отправлять рыбу с Дальнего Востока по ускоренному методу. Об этом было заявлено на конгрессе рыбаков во Владивостоке. Рыбопромышленники констатируют, что парк рефрижераторов стареет, и просят для начала возобновить практику доставок рыбных консервов в обыкновенных крытых вагонах. Но подобное решение могут принять лишь на федеральном уровне, отмечают в ДВЖД.
Как заявил на Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке начальник Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) Михаил Заиченко, 1 сентября, во время визита главы государства Владимира Путина в Якутск, состоялся разговор с президентом РЖД Владимиром Якуниным. Речь шла о необходимости перенаправить дополнительные потоки тихоокеанской рыбы на внутренний рынок. «Актуальность темы вызвана ожидаемым увеличением предъявления рыбной продукции к перевозке в связи с запретом на ввоз скандинавской свежемороженой рыбы. Замещение будет осуществляться за счет увеличения добычи и транспортировки морепродуктов из регионов Дальнего Востока, на долю которых приходится 84% всей рыбы, перевозимой железнодорожным транспортом»,— сказал начальник ДВЖД.
В итоге принято решение о формировании технологии отправок морепродуктов по графику движения ускоренного контейнерного поезда «Транссиб за 7 суток». Проект будет реализован при участии ОАО «Рефсервис» и ОАО «Трансконтейнер». Если ранее доставка рыбной продукции в западном направлении составляла не менее 10 суток, теперь время в пути до Москвы не должно превысить неделю.
В настоящее время на российских железных дорогах эксплуатируется около 21 тыс. изотермических вагонов, в том числе 6300 вагонов в составе рефрижераторных секций и 13 тыс. вагонов-термосов. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов отмечает старение парка изотермических вагонов. Новый подвижной состав не строится, производство одной 5-вагонной рефрижераторной секции сегодня обошлось бы в $1,3-1,5 млн. Покупать по такой цене парк перевозчикам невыгодно. «Согласно госпрограмме развития отрасли, ежегодная добыча биоресурсов в Дальневосточном бассейне к 2020 году должна вырасти с нынешних 2,8 млн до 4,2 млн т. Чем будем возить эти 4,2 млн?»— рассуждает господин Мартынов. Но Михаил Заиченко утверждает, что подвижного состава пока достаточно, тем более что предъявление рыбного груза к перевозке невысокое.
В свою очередь рыбаки предложили железнодорожникам рассмотреть вопрос о возрождении транспортировки рыбных консервов в крытых вагонах. Подобная практика существовала более десяти лет назад: перевозка происходила, как правило, в переходный осенний период. «Исследования показывают, что рыбные консервы можно доставлять на рынки европейской и центральной частей России в обыкновенных вагонах, а не в рефсекциях, как этого требует РЖД»,— говорит руководитель агентства по рыболовству Сахалинской области Павел Колотушкин. Доставка в рефсекциях, продолжает он, дороже по стоимости, в результате чего консервная продукция, которая пользуются спросом у населения, становится довольно дорогой. «С Дальнего Востока расстояние до мест массового потребления далеко, а прибалтийские консервы в автофургонах спокойно добираются до них, имеют более конкурентную цену и являются более предпочтительными»,— сетует гендиректор ЗАО «Южморрыбфлот» Александр Ефремов.
В ДВЖД подчеркивают, что решение о перевозках консервов на особых условиях в крытых вагонах в компетенции федеральных ведомств — Минтранса и Роспотребнадзора. Правда, готовы ли будут к такому способу перевозки продукции ритейлеры, пока неясно: для крупных торговых сетей немаловажно, каким подвижным составом привезена продукция, отмечает директор ООО «Агентство рефперевозки» Ильдус Халиков. «Насколько я знаю, их жесткие требования не позволяют в данном случае использование крытых вагонов»,— говорит он.