«Роснефть» перелила недостачу по стране
Комсомольский НПЗ может увеличить поставки, пока Ачинский восстанавливается
НК «Роснефть» рассматривает возможность увеличения нагрузки на Комсомольский НПЗ в связи с восстановлением Ачинского НПЗ, говорят на рынке. Между тем в самой компании заверяют, что с 1 сентября Ачинский НПЗ начал работу и постепенно выходит на доаварийные мощности. Эксперты видят в наращивании объемов КНПЗ угрозу другому поставщику топлива — НК «Альянс», но расходятся в оценке ее масштабов.
НК «Роснефть» рассмотрит возможность увеличения выпуска продукции Комсомольского нефтеперерабатывающего завода (КНПЗ), заявил на встрече грузоотправителей и руководства Дальневосточной железной дороги директор территориального обособленного представительства ЗАО «РН-Транс» Станислав Борисов. По его словам, в январе — июле по сравнению с прошлогодним периодом на ДВЖД уже погружено на 208 тыс. т нефтепродуктов больше. Рост обеспечен за счет реконструкции КНПЗ и ряда других факторов: «В связи с последними событиями на Ачинском НПЗ перед „Роснефтью“ стоит вопрос о перераспределении объемов погрузки топлива по другим площадкам»,— сказал Станислав Борисов. Если КНПЗ возьмет на себя дополнительную нагрузку, то по итогам 2014 года он может отгрузить порядка 7,4 млн т нефтепродуктов — плюс 600-650 тыс. т. к прошлогоднему результату. «Сейчас эти планы находятся на утверждении „Роснефти“»,— отметил он.
Напомним, 15 июня на заводе в Ачинске произошел крупный пожар, погибли восемь человек, еще семь пострадали, работа предприятия была приостановлена. Но с начала сентября, заявили „Ъ“ в компании, НПЗ возобновил выпуск основных видов нефтепродуктов. «Роснефть» планирует, что в сентябре НПЗ произведет более 400 тыс. т продукции — более 70% от до-аварийных показателей предприятия. В период приостановки работы Ачинского НПЗ компания действительно увеличила объем переработки нефти на Ангарской НХК и Комсомольском НПЗ, признали в «Роснефти». Но «в ближайшее время поставка потребителям нефтепродуктов с Ачинского НПЗ будет возобновлена», подчеркнули там. На самом КНПЗ ситуацию не комментируют. При этом, по данным источников, знакомых с ситуацией на дальневосточном рынке, ожидать снижения цен на бензин в связи с наращиванием производства КНПЗ не приходится, так как на них также влияют логистическая составляющая и уровень развития розничных сетей.
Завкафедрой нефтегазового дела и нефтехимии ДВФУ Александр Гульков считает, что «Роснефть» умело воспользовалась ситуацией для конкурентной борьбы с НК «Альянс». «Увеличение объемов производства КНПЗ совпадает с политикой компании по вытеснению с местного рынка „Альянса“. Это вещи параллельные»,— отметил эксперт. По данным «ОМТ-Консалт», в 2013 году «Роснефть» занимала 23% рынка топливной розницы в России, НК «Альянс» — 3%, на две компании суммарно приходится около двух третей рынка топлива Дальнего Востока. По мнению господина Гулькова, «даже если Ачинский НПЗ сможет выйти на прошлые объемы производства, нефтепродукты из Комсомольска-на-Амуре лишними не будут», в первую очередь в связи с логистическими сложностями доставки топлива на Дальний Восток из других частей страны.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов сомневается, что увеличение производства КНПЗ скажется на местном рынке, «ведь „Альянс“ не прекращает производить нефтепродукты, не сокращал свою розничную сеть». Но даже если перераспределение произойдет, оно составит не более 1-3%, полагает эксперт. «Скорее увеличенный объем топлива продолжит поступать в Сибирь, причем не только в регионы, где работает Ачинский НПЗ, но и в другие регионы»,— считает Дмитрий Баранов. Он напомнил, что, по сообщению Минэнерго, в ноябре намечена еще одна остановка Ангарского НПЗ для ремонта, поэтому увеличение производства на КНПЗ «вполне логично». Не исключено также, что часть произведенного топлива может быть экспортирована в страны Азии, резюмирует эксперт.
«Конкуренция если и будет, то только на рынке дизельного топлива. У „Альянса“ появился его избыток. Экспортировать дизтопливо 5-го класса пока не очень выгодно. Внутренний рынок более интересен. Это объясняет, почему „Альянс“ весной зашел на Камчатку, а сейчас присматривается к Чите, Иркутску и другим более западным регионам. Что касается бензина, то в регионе ощущается его дефицит, поэтому пока нет оснований говорить об обострении конкуренции. В целом дальневосточный рынок нуждается в 1,5 млн т бензина и мощности двух дальневосточных заводов явно недостаточно. После того как встал Ачинский завод, нехватка стала ощущаться острее. Топливо необходимо завозить из-за пределов региона. Первый кандидат — завод «Роснефти» в Ангарске. Но как только власти вмешиваются административными методами, завозить становится невыгодно и дефицит сохраняется, что создает предпосылки для роста цен. К тому же владельцы сырья в сложившейся ситуации пытаются подстраховаться и повышают свои отпускные цены, что заставляет повышать цены производителей топлива»,— дал комментарий „Ъ“ руководитель пресс-службы НК «Альянс» Андрей Румянцев. По его словам, компания не только не снижает, а наоборот — наращивает производство бензина. Благодаря модернизации производства и улучшению бензиновых схем Хабаровский НПЗ выпустил в августе 2014 года 55,5 тыс. т высокооктанового бензина при ранее существовавшей норме в 34 тыс. т.