Metro вышло за границы
Мировой ритейлер выбрал площадку под строительство гипермаркета в Стерлитамаке
Международный ритейлер Metro Cash&Carry («Метро кэш энд керри») намерен открыть в конце текущего — начале следующего года второй гипермаркет в Башкирии. Компания приобрела участок бывших садоводческих товариществ на въезде в Стерлитамак для строительства гипермаркета площадью 9 тыс. кв. м. Объем вложений в объект ритейлер оценивает в диапазоне 20–22 млн евро. Отраслевые эксперты считают, что затраты могут окупиться в течение восьми лет. Решение о выходе торговой сети за пределы миллионника, по их мнению, оправданно, несмотря на текущую экономическую ситуацию в стране.
Торговая сеть Metro Cash&Carry направила на экспертизу проект второго гипермаркета в Башкирии. Ритейлер планирует построить его на въезде во второй по величине город республики — Стерлитамак. Открытие магазина площадью 9 тыс. кв. м, в том числе 6 тыс. кв. м торговой, на углу улиц Профсоюзной — проспект Ленина запланировано на конец года, рассказала „Ъ“ руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям компании в России Оксана Токарева. Вложения в строительство в компании оценивают ориентировочно в 20–22 млн евро. В настоящее время на объекте, по словам госпожи Токаревой, идут земельные и подготовительные работы. Участок площадью 3 га компания приобрела на вторичном рынке — раньше на нем располагалось садовое товарищество. Стоимость покупки не уточняется. Год назад в администрации Стерлитамака среднюю стоимость 1 га земли под строительство коммерческих объектов оценивали в 4 млн руб.
Стерлитамакский Metro Cash&Carry будет меньше уфимского по площади: в Уфе она составляет 12,5 тыс. кв. м. «Основное отличие меньших по площади торговых центров состоит в оптимизации неторговых площадей и мест хранения при сохранении идентичного ассортимента, формата обслуживания, спектра профессиональных услуг»,— сказала представитель компании.
В администрации Стерлитамака считают, что в заявленные сроки ритейлер сдать объект не успеет. Местные власти договорились с торговой сетью о том, что она построит за свой счет большую кольцевую развязку на подъезде к магазину. Стоимость объекта не уточняется. Однако он может сдвинуть ввод магазина на первый квартал следующего года, сказали в пресс-службе администрации. Отметим, что аналогичная развязка в Уфе обошлась компании «Росевродевелопмент», строившей ТРЦ «Планета», более чем в 1,2 млрд руб.
В администрации отметили, что в гипермаркете должно быть создано около 200 новых рабочих мест. Ритейлер разместил заявки о наборе сотрудников на сайтах кадровых агентств.
• Оборот розничной торговли в первом полугодии в Стерлитамаке составил 31,9 млрд руб.— на 28,6% больше аналогичного периода прошлого года. В 2013 году показатель составлял 60,9 млрд руб. Город расположен в 120 км от Уфы, в нем проживают около 275 тыс. человек. Средняя зарплата в Стерлитамаке, по состоянию на 1 июля, превысила 24 тыс. руб. Из международных операторов в городе пока был представлен ритейлер Spar, из федеральных — «Магнит», «Пятерочка», из региональных «Матрица». В ноябре в городе, как планируется, должен открыться первый гипермаркет «О’кей».
• Сеть Metro в России объединяет 68 магазинов в 45 регионах. Первый гипермаркет в Башкирии компания запустила в Уфе в 2005 году, он расположен на трассе в аэропорт. Вложения в объект площадью 12,2 тыс. кв. м оценивались в 20 млн евро. Год назад Metro планировало построить второй магазин в Уфе, но его агенты столкнулись со сложностями при выкупе земельного участка у членов садоводческого товарищества на улице Трамвайной (см. „Ъ“ от 24 августа 2012 года и 20 февраля 2013 года). Средний суточный трафик гипермаркета в Уфе в Metro оценивают примерно в 2 тыс. человек.
Стерлитамакские ритейлеры ожидают ужесточения конкуренции на рынке с приходом крупного игрока. «Оборот других розничных операторов точно упадет, потому что людей больше не становится»,— отметил генеральный директор компании «Продтовары» (развивает в городе международную торговую сеть Spar) Петр Кизько. Он сообщил, что его компания, работающая в формате «магазин у дома», ускорила перевод магазинов под бренд Spar и делает акцент «на свежую продукцию, собственную кухню, более расширенный ассортимент, какие-то мелкие услуги, чтобы людям не было необходимости ездить далеко».
Отраслевые эксперты считают решение о выходе международного ритейлера за пределы Уфы оправданным. Проект перспективен хотя бы потому, что «уровень конкуренции между торговыми сетями в городах за пределами миллионников существенно ниже», отметил член совета директоров девелоперской компании «Стройинвесттопаз» Максим Раевский. Одним из преимуществ городов за пределами миллионников является возможность выбора привлекательно расположенных торговых площадей, отмечает эксперт «Инвесткафе» Роман Гринченко: «Это более эффективные торговые площади за меньшие деньги». В зоне влияния нового проекта окажется локальный рынок не только Стерлитамака, но и ближайших районов, полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По его оценке, затраты в строительство гипермаркета сети могут окупиться в течение шести-восьми лет. «Строительство нового магазина еще раз доказывает, что санкционные барьеры не могут повлиять на реализацию спрогнозированной бизнес-модели»,— резюмирует руководитель аналитического департамента ФК «AForex» Артем Деев.