Регион расправляет крылья
Многолетние попытки возродить самарский авиапром, похоже, начали давать первые результаты. Одним из перспективных проектов по праву можно считать производство на базе РКЦ «Прогресс» регионального самолета «Рысачок», которое начнется уже в следующем году. Новую жизнь планируется вдохнуть и в площадку завода «Авиакор» — аэродром Безымянка, который может стать запасным на время проведения в Самаре игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Возможность реализации этого проекта поручил проработать профильным ведомствам президент Владимир Путин.
— авиастроение —
Самарский «Авиакор — авиационный завод» последние десять лет переживал не лучшие времена: из-за отсутствия заказов предприятие практически простаивало и несло миллионные убытки.
Надежда на возрождение «Авиакора» забрезжила в 2012 году. Развитие завода областные власти в первую очередь связывали с заказами Минобороны на производство Ан‑140. «В этом году из цехов „Авиакора” выйдет шесть самолетов — это максимальное количество за последние 12 лет», — заявлял в своем послании в конце 2012 года врио губернатора Самарской области Николай Меркушкин. Однако, согласно годовому отчету предприятия за 2012 год, «Авиакор» передал Минобороны только два из шести Ан‑140, убыток завода по итогам 2012 года составил 675,3 млн рублей. В 2013 году предприятие передало министерству еще три самолета, а убыток завода увеличился до 760,6 млн рублей. Эксперты проблемы с выполнением заказа на Ан‑140 связывали с непростыми отношениями между Россией и Украиной (партнером «Авиакора» в реализации проекта выступает киевское конструкторское бюро «Антонов»).
«Авиакор» встает на крыло
21 июля Самару посетила делегация правительства РФ под руководством президента страны Владимира Путина. В рамках визита она побывала и на заводе «Авиакор».
Генеральный директор предприятия Алексей Гусев рассказал о его технических возможностях и перспективах развития. В частности, господин Гусев предложил использовать аэродром Безымянка для организации низкобюджетных межрегиональных перевозок в период подготовки и проведения в 2018 году в России Чемпионата мира по футболу. По словам директора завода, на аэродроме Безымянка уникальная полоса шириной 90 м и длиной 3,5 км. Кроме того, недалеко от предприятия есть причальная стенка, которая может быть использована для перевалки грузов на речные суда.
Развитие аэродрома Безымянка, по словам Алексея Гусева, позволит не только снизить пиковую нагрузку на аэропорт Курумоч, но и будет способствовать созданию новых рабочих мест, а главное, улучшит финансовое состояние авиатранспортного предприятия.
11 августа Владимир Путин дал поручение правительству России, Минобороны, полпреду президента в Приволжском федеральном округе Михаилу Бабичу проработать вопрос о возможности использования экспериментального аэродрома Безымянка для военных нужд и гражданской авиации. Пока результаты этой работы не обнародованы.
Бывший генеральный директор ОАО «Авиаагрегат» Геннадий Кулаков высоко оценивает перспективы Безымянки. «Взлетная полоса изначально делалась под прием тяжелых самолетов, поэтому она очень высокого качества. Для нормального функционирования аэродрома необходимо создать инфраструктуру, и при правильной проработке этого проекта у Безымянки большое будущее», — считает господин Кулаков.
Мал, да удал
Одним из самых перспективных проектов самарского авиапрома является региональный самолет «Рысачок». Его серийное производство на самарском РКЦ «Прогресс» планируется начать в 2015 году. Сейчас самолет проходит сертификацию.
По словам начальника летно-испытательной станции РКЦ «Прогресс» Олега Шахарова, «Рысачок» можно использовать как в пассажирском варианте, так и для перевозки грузов до двух тонн. Он также рассказал, что самолет предназначен не только для гражданских целей: «Рысачок» может осуществлять воздушное патрулирование границ, в санитарном варианте перевозить больных, участвовать в поисково‑спасательных операциях. Кроме того, его можно использовать для тренировки и обучения летчиков. «Рысачку» не требуется длинная взлетно-посадочная полоса (достаточно 500 м), он может садиться на снег и на грунт. В РКЦ «Прогресс» уверяют, что у предприятия уже есть немало заявок от будущих покупателей самолета, однако их имена не раскрывают.
По мнению генерального директора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, у этого проекта есть перспективы: «„Рысачок” — хороший самолет, удивительно, что его производство еще не поставлено на поток».