Завод с амбициями
На фоне продолжающегося падения рынка хуже всего приходится компаниям, выпускающим бюджетные автомобили. АвтоВАЗ не стал исключением: за июль продажи сократились на 25,4 %, а с начала года — на 9,9 %. Тем не менее у концерна есть долгосрочный план развития, который он поступательно реализует. АвтоВАЗ оптимизирует расходы, сокращает персонал, активно обновляет модельную линейку. Аналитики сходятся в том, что получить 20‑процентную долю рынка производителю вряд ли удастся, но уверены, что в недалекой перспективе концерн будет чувствовать себя на рынке «достаточно хорошо».
— автопром —
С прицелом на будущее
Российский автомобильный рынок падает уже больше полутора лет. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь-июль продажи снизились на 9,9 %, до 1,4 млн машин. При этом больше всего пострадал бюджетный сегмент, как правило, более уязвимый в кризис. В том числе довольно существенно сократились и продажи АвтоВАЗа — на 16,4 %, до 220,8 тыс. машин, а в июле объем продаж упал на 25,4 %, до 28 тыс. единиц. В 2014 году концерн намерен реализовать 410 тыс. автомобилей и занять 17 % российского и зарубежного рынков. Таким образом, по итогам года продажи могут сократиться на 23,35 % — почти на четверть. Однако президент АвтоВАЗа Бу Андерссон уверен в новой долгосрочной стратегии, которую концерн реализует с весны этого года.
Согласно новому плану развития до 2020 года, по итогам 2016 года АвтоВАЗ намерен получить 6 % операционной прибыли и положительный денежный поток. В то же время компания планирует нарастить долю на российском рынке до 20 % и увеличить объем экспорта на 50 %. «Для этого мы должны предложить местным потребителям правильные продукты по конкурентоспособным ценам», — отмечает президент компании. Впрочем, пока на фоне продолжительного падения продаж автоконцерн сократил свою долю на рынке до 15,7 % (на 1,2 процентного пункта) в период за январь-июль по сравнению с аналогичным периодом 2013‑го. Главными конкурентами бренда Lada президент АвтоВАЗа видит производителей, которые также занимают нишу выпуска бюджетных машин, — это китайские Geely и Lifan, а также некоторые модели Volkswagen и GM.
В приоритетах вазовской стратегии — увеличение локализации производства с 84 % до 90 % и обновление модельного ряда. Это будет не только выпуск совершенно новых моделей, но и модернизация и редизайн имеющихся. Большое значение уделяется улучшению качества продукции и послепродажного обслуживания, а также сохранению конкурентных цен. Таким образом, программа развития предусматривает изменение работы с поставщиками и дилерами и направлена на улучшение имиджа компании в глазах потребителя.
На сегодня АвтоВАЗом представлено уже несколько модифицированных моделей. В мае запущен в производство хэтчбек Lada Granta, его презентация пройдет на Московском автосалоне, а в продаже машина ожидается осенью. Кроме того, в июле завод представил Lada Granta в конфигурации лифтбек.
В июне на АвтоВАЗе решили не снимать с производства Lada Priora, и уже два месяца спустя был проведен ее рестайлинг. 25 августа Бу Андерссон представил обновленный седан на встрече с правительством Чечни. Более того, в начале августа в продажу поступила спортивная версия хэтчбека Lada Kalina.
АвтоВАЗ планирует осенью представлять новинки каждый месяц: в сентябре это будет Lada Kalina Cross, в октябре — Lada 4x4 Urban, в ноябре — Lada Largus Cross. После запуска в производство трех совершенно новых моделей (Lada Vesta, Lada X‑Ray и Lada X‑Ray Cross) автопроизводитель и планирует занять 20 % российского рынка. Начало выпуска Lada Vesta запланировано на 25 сентября 2015 года на мощностях ижевского завода «ИжАвто»; цена бюджетного седана составит около 400 тыс. рублей. Запуск в производство Lada X‑Ray ожидается в январе 2016‑го, а Lada X‑Ray Cross — в апреле этого же года. Кроме того, производитель намерен в 2018 году выпустить и автомобиль С‑класса.
Курс на оптимизацию
С начала 2014 года, когда Бу Андерссон возглавил завод, в концерне произошел ряд существенных изменений. Сейчас АвтоВАЗ сконцентрировался на оптимизации издержек и затрат. С начала года было уволено около 2,5 тыс. сотрудников, а с 4 сентября и до конца года планируется сократить еще 2 тыс. работников. Дважды с начала года АвтоВАЗ поднимал цены на свою продукцию: с 25 марта — в целом на 2,8 %, затем 1 июля были на 3 % повышены розничные цены на Lada Largus.
Руководство предприятия договорилось о более жестких условиях сотрудничества с поставщиками. Среди новых требований — снижение дефектности поставляемой продукции, увеличение отсрочки платежей по поставкам, уменьшение закупочных цен. Дилеры получили большую мотивацию — с марта АвтоВАЗ повысил маржу с 8 % до 10 %. Кроме того, была введена премия 1 % за предоплату и более чем вдвое повышен уровень оплаты дилерам гарантийного ремонта. При этом с 1 сентября АвтоВАЗ собирается полностью перейти на систему предзаказа (она функционирует с 1 июля, но пока только для Lada Largus).
В условиях падения спроса завод для сокращения складских запасов в апреле, после выпуска 39,9 тыс. машин, приостановил производство. Согласно графику, в вынужденный простой 17 апреля отправились Lada Granta и Lada Kalina, 21 апреля — Lada Priora, а два дня спустя — опытно-промышленное производство. В течение апреля функционировали только производства автомобилей на платформе В0 и комплекс по выпуску Lada 4x4. При этом спустя четыре месяца, 23 августа, в компании сообщили о сокращении производства автомобилей Lada на 25 тыс. единиц для урегулирования уровня складских запасов — тоже в связи с падением авторынка.
По словам старшего менеджера Pricewaterhouse Coopers СергеяЛитвиненко, в данный момент АвтоВАЗ продолжает большую работу по модернизации компании и обновлению модельного ряда. Аналитик считает задачи, которые поставило руководство концерна, «амбициозными», особенно достижение рыночной доли бренда Lada 20 %. Однако с учетом того, что большинство реализуемых инициатив направлены на повышение эффективности (в том числе благодаря увеличению объемов производства и использованию платформ партнеров по альянсу) и вывод на рынок новых моделей, подобная стратегия может способствовать росту продаж компании, полагает господин Литвиненко. Однако существуют факторы, которые, по мнению эксперта, вынуждают более консервативно подходить к прогнозу рыночной доли бренда. В первую очередь это экспансия китайских брендов, многие из которых работают в одном с АвтоВАЗом ценовом сегменте. Сейчас китайские компании пользуются поддержкой на государственном уровне и активно наращивают локальное производство в России (как на мощностях черкесского Derways, так и самостоятельно: например, Great Wall в Туле, Lifan в Калуге). Также существует «внутривидовая» конкуренция с автомобилями партнеров по альянсу: АвтоВАЗ увеличивает производство моделей брендов Renault и Datsun, в то время как такие модели, как Datsun on-DO, неизбежно будут конкурировать с некоторыми моделями Lada. Существенной особенностью нынешней ситуации на рынке Сергей Литвиненко называет возрастающий интерес покупателей к автомобилям с пробегом. Исходя из этого, продолжает эксперт, достижение 20 % рыночной доли Lada будет зависеть «как от ситуации на рынке, так и от планов альянса».
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитал» тоже не уверен в том, что АвтоВАЗ сможет заполучить 20 % рынка. Аналитик считает, что независимо от ситуации на рынке производитель сможет улучшить свое финансовое положение «за счет эффективной программы по оптимизации издержек». После запуска новых моделей концерн нарастит долю, продолжает Владимир Беспалов, но вряд ли сумеет довести ее до 20 %. По мнению эксперта, это будет «максимум 17–18 %». В целом у АвтоВАЗа уже есть прогресс качества; если концерн будет и дальше улучшать свой имидж, обновлять модельный ряд, то будет на рынке чувствовать себя вполне нормально, уверен аналитик.