«Украинские власти фактически упустили контроль над добровольческими отрядами»
Amnesty International призывает расследовать военные преступления на Украине
Прокуратура Украины заподозрила добровольческие батальоны силовиков в преступлениях против мирных жителей на востоке страны, сообщил генпрокурор Украины Виталий Ярема. По его словам, ведомство обладает фактами, которые подтверждают участие украинских добровольцев в разбойных нападениях и грабежах. Глава российского представительства правозащитной организации Amnesty International Сергей Никитин ответил на вопросы ведущего Алексея Корнеева в эфире "Коммерсантъ FM".
В отношении каких подразделений проводятся следственные мероприятия, неизвестно. Однако на востоке страны действуют добровольческие батальоны "Айдар", "Азов", "Донбасс", "Днепр" и другие. Ранее международная организация Amnesty International призывала украинскую власть взять под контроль добровольческие батальоны, которые воюют на востоке страны. Речь шла непосредственно о батальоне "Айдар" на севере Луганской области.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем заключались претензии Киева относительно этих добровольческих батальонов?
— В течение длительного времени Amnesty International следит за тем, что происходит на Украине, и конкретно внимание было приковано к действиям добровольческого батальона "Айдар". Именно на основании нашей работы мы выпустили довольно длинный документ, где описываем все те злодеяния, которые совершены бойцами этого добровольческого батальона. Речь идет о таких действиях в отношении мирного населения, которые проходят под пониманием нарушения международного гуманитарного права. Мы выдвигали и продолжаем выдвигать определенные рекомендации украинским властям, о чем, кстати, было и сообщено при личной встрече генерального секретаря Amnesty International, который был в Украине несколько дней назад, с генеральным прокурором Украины Яремой.
— То есть власти Украины идут на контакт с вашей организацией?
— В Украине действительно состоялись встречи на высоком уровне. Была встреча с премьер-министром Украины и с генеральным прокурором, как я уже сказал. Критика в отношении украинских властей, которые фактически упустили контроль над добровольческим отрядом, в том числе и над отрядом "Айдар", была очень жесткая и нелицеприятная. Amnesty International является независимой организацией и поэтому критикует все стороны, которые участвуют в этом конфликте, который мы назвали международным.
— Можете привести какие-то факты нарушения со стороны этих самых добровольческих батальонов?
— В довольно длинном документе на семи страницах мы описываем в том числе и конкретные случаи, когда бойцы добровольческого батальона брали в плен людей, фактически брали в заложники, зачастую с требованием выкупа. Причем процесс ареста, процесс задержания сопровождался зачастую избиением, а один из тех людей, которые давали интервью моим коллегам, имя его скрыто, рассказывал о том, что его били, причем даже сломали челюсть. Люди находились в заточении, это абсолютно незаконно. После этого они были переданы службе безопасности Украины на том лишь основании, что у бойцов батальона "Айдар" было подозрение в том, что они, эти люди, сотрудничали с вооруженной группировкой Луганска и Донецка.
— В среду стало известно о том, что Amnesty International объявили конфликт на Украине международным. Что это значит? Это значит, что в этом конфликте, как я понимаю, есть еще одна сторона, есть еще одна страна, государство, которое в этом конфликте участвует?
— Да, совершенно верно. Мы очень внимательно следили за тем, что происходит там. До тех пор, пока у нас не было 100% уверенности в том, что мы можем это сказать, мы называли этот конфликт внутренним конфликтом. Однако когда у нас появились неопровержимые доказательства участия России, которая фактически подливает масло в огонь, мы заявили о том, что конфликт принял характер международного. Мы подтверждаем свои слова многочисленными фотодокументами, которые можно посмотреть на любом сайте Amnesty International — как на русскоязычном, так и на англоязычном. Кроме того, мы свои заявления также основываем на тех свидетельствах, которые мы получили от людей, очевидцев пересечения российскими танками государственной границы между Россией и Украиной, и много других фактов, которые очень тщательно и четко задокументированы Amnesty International.
— А российская сторона эти документы видела, вы знакомили российскую сторону с этим документом?
— После своего визита в Украину Салил Шетти прибыл в Москву, где он сейчас и находится. Он как раз закончил свою пресс-конференцию в "Интерфаксе". В течение двухдневного визита мы провели много встреч для Салила Шетти, но наши запросы о встречах с представителями российских властей остались не услышанными. Мы не получили приглашения ни к одному из тех представителей российских властей, кому мы посылали просьбы о встрече с генеральным секретарем Amnesty International.
— Кто это конкретно, премьер-министр, генпрокурор, президент?
— В этот раз мы обратились с просьбой о встрече к министру иностранных дел Российской Федерации, и такая же просьба была направлена в администрацию президента Российской Федерации.