Нежные и ненужные
Анна Наринская о «Магии лунного света» Вуди Аллена
Когда человек занимается кино уже 50 лет, когда он за это время снял более 60 фильмов, из которых несколько — всеми признанная классика, когда он создал целый тренд в кинематографе, когда его жизнь в искусстве повлияла не только на искусство, но и на жизнь, во всяком случае, на то, как мы ее воспринимаем (определению живого человека как "совершенно вуди-алленовского персонажа" никто давно не удивляется) — в общем, когда все так, как у Вуди Аллена, практически невозможно испытывать при выходе его нового фильма никакого иного чувства, кроме благодарности. Что, вот, у нас есть еще один вуди-аллен. Хочешь — смотри, хочешь — нет.
Рецензент же это чувство испытывает даже более интенсивно: описывать фильмы этого режиссера — занятие совершенно безответственное и оттого особенно приятное. Круг его поклонников постоянен и сформирован, они ходят на его фильмы вне всякой зависимости от критик и рекомендаций. Ну, для тех, кто к этому кругу не относится, скажем следующее.
"Магия лунного света" — изящный, развлекательный, красивый, умный фильм с прекрасным Колином Фертом, в который раз заставляющим теряться в догадках: что же такого имеется в этом немолодом мужчине с расплывающимися уже чертами лица, отчего всякая зрительница готова преподнести ему свое сердце на блюдечке с веджвудской каемочкой.
Вуди Аллен использует Ферта прямо по назначению, каковое при всех отклонениях и вариантах было и остается — мистер Дарси из «Гордости и предубеждения». В "Магии лунного света" он играет ровно такого же уверенного в собственном превосходстве (в том числе кастовом — дело происходит в 1928 году), надменного и даже вроде бы слегка надутого джентльмена, под жилетом которого, однако, бьется нежное, но до поры до времени никому не нужное сердце. Аллен даже разыгрывает эпизод неудачного сватовства, чуть ли не пошагово повторяя знаменитую сцену из британского сериала 1995 года, сделавшего Ферта официально "одним из самых желанных мужчин Великобритании".
Себя Аллен, впрочем, тоже использует по назначению. Центральное место в "Магии лунного цвета" — это даже не цитата из фильма "Манхэттен", а полностью, лишь с легкими разночтениями, воспроизведенная сцена оттуда. В давнем алленовском шедевре гроза загоняла главного героя в его собственном исполнении и героиню Дайан Китон в планетарий, а в его новой картине то же самое стихийное бедствие заставляет британского аристократа и по совместительству фокусника (Ферта) и американку, претендующую на способности медиума (Эмма Стоун), спрятаться в обсерватории. И в том и в другом случае присутствие небесных светил как будто активизирует отношения между персонажами, переводит странную сутолоку чувств в одно очевидное. Но если любовь нью-йоркских интеллектуалов 1970-х, бродящих среди муляжей планет, была обречена — как раз во многом из-за своей искусственности, то парочке, смотрящей на настоящие звезды в междувоенном европейском небе, Аллен дарует надежду.
"Мелодия лунного света" — про то, про что, в сущности, все фильмы Вуди Аллена, один из главных пунктов философии которого изложен в виде анекдота в конце великого фильма "Энни Холл". "Мужчина заходит в кабинет психиатра и говорит: "Доктор, мой брат сошел с ума — он считает себя курицей". Психиатр спрашивает: "Что же вы не сдадите его в лечебницу?" А он: "Да надо бы... Но мне ж нужны яйца"".
Наши взаимоотношения друг с другом, наши дружбы и влюбленности, утверждает Аллен, безумны, раздражающи и непредсказуемы. Но мы продолжаем впариваться в них вновь и вновь, потому что нам нужны яйца. Много лет назад самому Вуди Аллену, игравшему главную роль в фильме про Энни Холл, чтобы понять это, нужно было потерять любовь. К герою "Магии лунного света" видавший виды режиссер куда более снисходителен.
В рамках фестиваля "Амфест" и в широком прокате с 25 сентября