«Это же, в конце концов, весело — заигрывать с культурными референциями»
Саша Грей о том, существует ли разница между порноактрисой и просто актрисой
В прокат выходят «Открытые окна», независимый малобюджетный триллер, в котором действие разворачивается на экране ноутбука Элайджи Вуда — главного редактора фан-сайта актрисы Джил Годар (Саша Грей), много лет подряд снимающейся в высокобюджетной саге про зомби. У Джил проблемы — недавно в Сеть утекло видео с ее домашним порно, и теперь ее карьера под угрозой. Анна Сотникова обсудила с Сашей Грей проблемы личной безопасности, Годара и то, как ей живется в новом амплуа
Имя вашей героини — Джил Годар — это ваша идея? Как фанатки Годара?
Ну, не то чтобы моя идея, но я так много говорила про Годара, что мы решили оставить. Это же весело, в конце концов, — заигрывать с культурными референциями.
А последний фильм Годара вы видели?
Нет-нет, он был на Каннском фестивале, но в Америке его еще не показывали. Мой любимый фильм у него — "Безумный Пьеро". Вообще, я часто думаю, что случилось бы, позови он меня к себе сниматься. Это ведь всегда крайне рисковая затея — встречаться, а уж тем более работать со своими кумирами, иллюзия может разрушиться прямо у тебя на глазах. Хотелось бы, конечно, чтобы позвал. Но если не позовет, я не расстроюсь.
"Окна" выходят в России практически сразу после истории с утечкой в Сеть фотографий голых знаменитостей...
О, да. Вот что я скажу — в первую очередь, это большое несчастье. Это нарушение прав на личную жизнь этих женщин. Безумие, как быстро это распространилось и превратилось в тему для светских бесед. Но дело не в том, что какие-то знаменитости пострадали. Я надеюсь, что этот случай поспособствует принятию новых правил и законов, потому что подобные вещи происходят и с обычными людьми, постоянно. И у них нет таких ресурсов, как у знаменитостей, чтобы найти людей, которые их донимают и портят им жизнь. Представьте себе: вы мать двоих детей, работаете на большую корпорацию, и тут корпорация видит ваши голые фотографии в интернете,— бац — и вы потеряли работу. Вы не получали миллионы долларов за фильм, чтобы обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь. А жить как-то надо.
Ну и тут еще возникает вопрос об уважении к женщинам.
Именно! Очень показательная история. Мы любим говорить о торжестве феминизма, а вот вам доказательство, что все это выдумки, в нашем обществе к женщинам по-прежнему относятся в первую очередь как к сексуальным объектам.
Вы решили уйти из порно и стать актрисой, потому что просто сочли, что так надо, или "Девушка по вызову" Содерберга помогла?
Конечно, "Девушка по вызову"! Работа со Стивеном Содербергом дала мне определенный кредит доверия, без которого я бы не смогла сниматься, если бы просто решила: "О, а вот теперь я буду играть в кино". Это дало мне желание и возможность дальше сниматься в кино, потому что когда есть кто-то такого масштаба, кто в тебя верит... это же, черт побери, Стивен Содерберг! Один из немногих авторов, которые у нас остались в современном кинематографе.
В чем для вас главная разница между съемками в порно и нормальными фильмами?
Ну, и там и там — игра. Но в порно не существует серьезной подготовки. В смысле, на "Открытых окнах" я каждый день занималась с преподавателем по актерскому мастерству и была готова к каждой сцене. Вы знаете, я же очень стараюсь. А в порно я, наверное, готовилась больше, чем обычная порноактриса, и приходила с огромным количеством того, что хочу сказать, но там в результате получалась просто гиперверсия меня самой. А в нормальном фильме надо создать персонажа, который будет жить на протяжении какого-то довольно длительного промежутка времени, а это намного сложнее.
Вы всегда говорили, что хотите изменить стереотипное представление о порнозвездах. Получилось?
Хочется верить, что да. Раньше всем казалось, что порнозвезда — это тупая девица, у которой было тяжелое детство, а теперь у нее есть сутенер, она наркоманка, и все, что она может сказать, это: "Член, член, член". Мне хотелось доказать, что есть много женщин, которые просто такие извращенки, и им нравится этим заниматься. Хотя теперь, когда у меня этого нет, я могу наслаждаться нормальной сексуальной жизнью. Тоже выгода. Наверное, мне бы хотелось что-то изменить и в киноиндустрии, но пока у меня больше возможностей в Европе, чем в Америке.
А вам-то европейское кино больше нравится?
Сложно сказать. Французская "новая волна" у меня в голове сталкивается с американским фильмом-нуар. Ну и потом без "новой волны" не было бы, например, Скорсезе. Эти культурные пласты переплетаются между собой, без одного не было бы и другого. В европейском кино есть один важный момент — оно меньше боится сексуальности и больше противится насилию. В Америке, наоборот, все повернуты на насилии и противятся сексуальности. Киноиндустрия давно превратилась в международный рынок,— поэтому появилось так много блокбастеров. Я люблю Францию, но Франция тоже производит горы дерьмовых фильмов. Но если мы посмотрим на французский инди-фильм и американский, то они оба заигрывают с какими-то сложными темами. Пожалуй, раньше я предпочитала европейское кино американскому, а теперь, чем больше я вижу, чем больше кинофестивалей посещаю, тем лучше понимаю, что мир стал слишком маленьким для того, чтобы делить кино по национальному признаку.
Вы скучаете по карьере порнозвезды?
Это может показаться странным, но я скучаю по ощущению безопасности, которое она мне давала. По чувству, что это — то, что у меня есть, и это мое. Я это создала, я здесь главная, я всегда могу этим заниматься. А то, чем я занимаюсь сейчас, может назавтра просто исчезнуть.
"Открытые окна" в прокате с 19 сентября