Автозаводы ждут нового статуса
Парламент рассмотрит поправки в ФЗ об особых экономических зонах
Госдума 19 сентября рассмотрит поправки к Федеральному закону об особых экономических зонах (ОЭЗ), которые позволят автозаводам Петербурга и Ленинградской области получить соответствующий статус. Такая мера должна защитить предприятия от последствий вступления России в ВТО, в числе которых — отмена льгот по ввозным пошлинам на автокомпоненты с 2018 года.
Государственная дума 19 сентября рассмотрит поправки к Федеральному закону об особых экономических зонах (ОЭЗ), которые позволят автозаводам Петербурга и Ленобласти получить соответствующий статус. Об этом "Ъ" сообщил источник, близкий к ведомству. Поправки позволят размещать компании производственного сектора на территории ОЭЗ технико-внедренческого типа в Петербурге. Таким образом, резиденты не будут обязаны заниматься разработками и смогут осуществлять исключительно сборку продукции.
Руководитель филиала ОАО "Особые экономические зоны" в Санкт-Петербурге Фарид Вердиев подчеркивает, что обсуждаемые изменения в закон об ОЭЗ позволяют убрать ограничение количества площадок, входящих в одну Особую экономическую зону, тремя площадками, уйти от типизации ОЭЗ, а также распространить действие одной ОЭЗ на несколько регионов, например Петербург и Ленобласть. "Эти поправки позволят включить территории уже действующих автомобильных заводов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в территорию петербургской ОЭЗ и, соответственно, воспользоваться предоставляемыми проектом ОЭЗ льготами. В феврале данные поправки были внесены Министерством экономического развития в правительство, в мае правительство направило их в Госдуму. Мы приветствуем внесение изменений, так как заинтересованы в компаниях, представляющих петербургский автокластер, в качестве резидентов нашей ОЭЗ", — комментирует господин Вердиев.
Заинтересованные предприятия должны подать соответствующую заявку в администрацию Петербурга или Ленобласти. Региональные власти, в свою очередь, будут направлять заявки в Минэкономразвития. Процедура включения новой территории в состав ОЭЗ может занять несколько месяцев. В результате предприятие сможет получить льготы, предлагаемые всем резидентам: сниженный до 13,5% налог на прибыль, нулевой налог на имущество и землю, а также освобождение от транспортного налога на пять лет.
Как ранее писал "Ъ", инициаторами поправок выступили участники автокластера. Проблема в том, что срок действия соглашений по промсборке завершается в 2018-2020 годах, и с 1 июля 2018 года льготы по ввозным пошлинам на автокомпоненты будут отменены в рамках вступления России в ВТО.
На территории Петербурга и Ленинградской области работают ЗАО "Форд Мотор Компани", ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия", ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус", ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус", ООО "Джи Эм Авто", производители грузовой спецтехники Scania и MAN, а также 22 крупных производителя автокомпонентов.
ОЭЗ "Санкт-Петербург" начала работу в 2007 году. В настоящее время в филиале зарегистрировано 32 компании-резидента. ОЭЗ размещается на двух участках — "Нойдорф" (19 га) и "Новоорловская" (110 га). В Петербурге функционирует ОЭЗ технико-внедренческого типа, по закону в ней можно производить лишь ту продукцию, которая разработана в ОЭЗ.
Статус ОЭЗ должен поддержать автозаводы, полагает председатель комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. "Существует серьезный "перекос", например, для производителей грузовой спецтехники. Так, пошлина на ввоз комплектующих составляет восемь процентов, на ввоз готового грузовика — пять. Мы выполняем требования ВТО, и в то же время хотим защитить наших производителей", — говорит господин Мейксин.
Теоретически, поправки в закон об ОЭЗ позволит получить статус ОЭЗ не только автозаводам, но и предприятиям других отраслей. Ранее интерес проявлял Кировский завод, у которого пустуют большие площади. Предприятие готово размещать на своей площадке производства комплектующих для других отраслей промышленности.