Япония и Германия проявили умеренность в завтрашнем дне
В G7 обозначились сторонники мягкого подхода к России
Министры иностранных дел Японии и Германии на переговорах в Берлине договорились тесно сотрудничать в интересах стабилизации на Украине и преодоления конфронтации с Москвой. С этой целью решено даже создать отдельный канал постоянного диалога между двумя странами, занимающими умеренные позиции в вопросе о санкциях в отношении России. С подробностями — корреспондент ИТАР-ТАСС в Японии ВАСИЛИЙ ГОЛОВНИН, специально для "Ъ".
Первоначально предполагалось, что глава японского МИДа Фумио Кисида едет в Берлин по весьма заурядному поводу: ФРГ в будущем году будет председателем в "семерке" главных стран западного блока. Япония сменит ее в этом статусе в 2016 году и заранее хочет познакомиться с германскими наработками. Однако на деле разговор господина Кисиды с его коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером вращался в основном вокруг одной темы — кризиса на Украине и конфликта с Россией.
По итогам дискуссии было решено учредить особый канал постоянных двусторонних контактов по этому вопросу. Иными словами, предпринимается попытка создать внутри "семерки" (Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ФРГ и Япония) некий расплывчатый союз Берлина и Токио, придерживающихся умеренных и осторожных позиций в отношении Москвы. Конечно, сомнений быть не должно: обе страны выступают в защиту украинского суверенитета и участвуют в санкциях — хотя и с разной степенью интенсивности. Но в то же время Берлин и Токио говорят о важности "окна диалога с Кремлем", выступают за его максимальное вовлечение в мирный процесс.
Нынешние договоренности достигнуты, как стало известно, по настойчивой инициативе Японии: ее премьер Синдзо Абэ стремится свести санкции своей страны против России к почти символическим мерам, не желая портить отношения с Москвой. Японцы до сих пор не приняли фактически ни одной экономической меры давления на РФ. В этом смысле Токио далеко отстает и от США, и от ЕС. Однако Япония боится осуждения внутри "семерки" за свою пассивность на санкционном фронте и поэтому ищет сочувствия у Германии, которая, как кажется японцам, тоже настроена на то, чтобы не очень сильно бить по интересам Москвы.
Конечно, японцев стрельба в неведомом им Донбассе волнует несравнимо меньше, чем Европу. От экономических связей с Россией они, в отличие от немцев, не так сильно зависят, хотя тоже ценят, например, автомобильный рынок гигантского соседа. Интересуются в Токио и русским газом, но ни о какой зависимости от него речи нет — поставки в страну диверсифицированы, нехватки газа на тихоокеанском рынке не наблюдается.
Япония не хочет ссориться с Москвой по другой причине — премьер Абэ долгое время считал развитие диалога с Россией важнейшим направлением своей политики, он уже пять раз встречался с президентом Путиным и не хотел бы перечеркивать достигнутые на этом поприще успехи. Они для него особенно важны с учетом отвратительных отношений, которые сложились у Токио с другими соседями по Дальнему Востоку: Китаем и двумя корейскими государствами. Токио особенно пугает перспектива привнесения антияпонских ноток в сближение Москвы и Пекина.
Не оставляет премьер Абэ и надежды на договоренности по Южным Курилам — некоторые оптимисты в Токио даже почему-то полагают, что шансы на сближение по вопросу об островах могут возрасти на фоне конфронтации России с США и ЕС. Само правительство Японии особых иллюзий на этот счет не питает, но хотело бы сохранить "позитивную атмосферу" на переговорах.
Даже на фоне санкций японцы пытаются продолжать контакты с Москвой. В российской столице сейчас находится, например, давно знакомый с Владимиром Путиным экс-премьер Йосиро Мори. Ранее он не раз приезжал в качестве спецпредставителя главы правительства, однако сейчас его статус на всякий случай решили понизить. Господин Мори участвует в работе двустороннего общественного форума, и представитель кабинета Японии заявил, что власти не имеют отношения к этой частной поездке. Но одновременно было объявлено, что экс-премьер привез в Москву некое личное послание от Синдзо Абэ в адрес президента Путина. Содержание письма не раскрывается.
Все подобные шаги, как и попытка сближения с Берлином, предпринимаются максимально осторожно, чтобы не вызвать недовольства США. Японцы относятся к этому очень внимательно — для них союз с американцами жизненно важен с учетом такого грозного соседа, как Китай, и неопределенности на Корейском полуострове. Поэтому на пресс-конференции в Берлине японский министр иностранных дел дал понять: Токио все же может в какой-то форме присоединиться к новым санкциям в отношении России, если их будут вводить США и ЕС.