Китайские шины выкатывают из России
Российские компании жалуются на демпинг
В то время как Москва активно приглашает китайские компании инвестировать в России, отечественные производители продолжают жаловаться на то, что импортеры из КНР вытесняют их с рынка. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) начала уже шестое за год антидемпинговое расследование в отношении КНР — на этот раз оно затрагивает производителей грузовых шин. По предварительным расчетам ЕЭК, китайские заводы продают шины на внутреннем рынке почти втрое дороже, а российские шинники получают убытки. По мнению экспертов, антидемпинговые расследования против китайцев будут идти независимо от укрепления торговых отношений двух стран.
Вчера ЕЭК начала антидемпинговое расследование в отношении импорта грузовых шин из КНР, сообщило ведомство. Жалобу подали шесть производителей Таможенного союза (ТС): "Омскшина", Ярославский шинный завод, "Нижнекамскшина", Нижнекамский завод грузовых шин, Нижнекамский завод шин ЦМК и белорусская "Белшина". На их долю в 2011-2013 годах приходилось 87,5% рынка, что позволило ЕЭК рассматривать их "как отрасль экономики стран ТС". Расследование касается шин для грузовиков, автобусов, троллейбусов, самосвалов и прицепов. По данным шинного холдинга Cordiant, в 2013 году доля грузового сегмента на шинном рынке составила 11% (6,43 млн шт.).
По данным ЕЭК, в 2011-2013 годах объем импорта грузовых шин в ТС в количественном выражении вырос на 29,8%, а импорт из КНР — на 36,3%, а доля грузовых шин, произведенных в ТС, снизилась на 11,1%. Таким образом, в 2013 году доля Китая в объеме импорта грузовых шин достигла 64% — $495 млн. По данным Cordiant, в целом по итогам 2013 года доля китайских импортеров на рынке РФ составила 23%. По предварительным расчетам ЕЭК, демпинговая маржа при поставках из Китая составила 198%. В итоге, отмечают в комиссии, чтобы конкурировать с китайцами, отечественным производителям пришлось снижать цены, что в 2013 году привело к убыткам.
Специализирующийся в основном на грузовых шинах Cordiant (Ярославский шинный завод, "Омскшина" и "Уралшина") по итогам 2013 года получил чистый убыток по РСБУ 47,8 млн руб. против прибыли 119,4 млн руб. годом ранее.
За первое полугодие 2014 года Ярославский шинный завод нарастил чистый убыток по РСБУ в 2,5 раза — до 583 млн руб. "Нижнекамскшина" (входит в "Татнефть-нефтехим") в 2013 году снизила чистую прибыль почти вдвое, до 68,9 млн руб., за первое полугодие 2014 года компания получила 72,5 млн руб. чистого убытка по РСБУ против 124 млн руб. прибыли годом ранее.
О новом антидемпинговом расследовании ЕЭК объявила буквально на следующий день после заседания российско-китайской межправительственной комиссии, которую возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов. Москва сейчас фактически открывает свой рынок для китайских инвестиций в самых разных отраслях и предлагает Пекину активно вкладывать в экономику РФ. Но сейчас ЕЭК ведет еще пять расследований в отношении китайских импортеров — по бульдозерам, металлопрокату с полимерным покрытием, нефтегазопромысловым трубам и т. д. Профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский отмечает, что укрепление экономического сотрудничества между Россией и Китаем не повлияет на возможные новые антидемпинговые расследования. "С Белоруссией у нас очень тесные дружеские отношения, тем не менее много торговых споров, и это вполне нормально",— говорит он. Эксперт добавляет, что, несмотря на то что и Россия, и Китай входят в ВТО, подобные вопросы решаются на уровне двух стран.