Зашли по-соседски
В Нижний Новгород выходит казанский ритейлер «Бахетле»
На нижегородский рынок выходит крупный продуктовый ритейлер из Татарстана — сеть супермаркетов «Бахетле» с годовым оборотом более 8 млрд руб. В ноябре компания готовится открыть в Нижнем Новгороде первый супермаркет с инвестициями до 200 млн руб. и окупить их за пять – семь лет. Магазин откроется в очень конкурентном микрорайоне и оттянет часть покупателей у соседей, но, по мнению экспертов, не сможет изменить положение основных для регионального рынка игроков. Сами участники рынка говорят, что по ряду продуктовых линеек, чтобы угодить покупателям, «Бахетле» придется выстраивать контакты с местными поставщиками.
Первый магазин татарстанской сети «Бахетле» откроется в Нижнем Новгороде в ноябре 2014 года. Как сообщили в компании, общая площадь супермаркета сети в ТЦ «Фестиваль» на Казанском шоссе составит 5,3 тыс. кв. м, площадь торгового зала — 2,2 тыс. кв. м. Предполагается, что ассортимент составит около 40 тыс. наименований. Проект компания планирует реализовать полностью за счет заемных средств. Общий объем инвестиций, по подсчетам «Бахетле», составит порядка 150–200 млн руб., срок окупаемости проекта — пять – семь лет.
Несмотря на сомнительную, с точки зрения участников рынка, локализацию первого магазина, эксперты прогнозируют проекту успех на нижегородском рынке за счет востребованного формата сети. «В этом формате сейчас работает не так много операторов в регионе: главным конкурентом „Бахетле“ станет Spar, а также наш „Гастроном №1“. Мы будем думать, как конкурировать: у нас есть некоторые позиции, которых у „Бахетле“ пока нет», — отмечает директор розничной сети «Райцентр» и «Гастроном №1» Евгений Кривошеев. По его мнению, расположение первого магазина возле нескольких супермаркетов и гипермаркетов не очень удачное, но «Бахетле» удастся оттянуть себе часть покупателей соседнего «Перекрестка». «В Нижнем Новгороде преобладают магазины низкого и среднего ценового сегмента, а „Бахетле“ выходит на рынок с форматом middle up, который сейчас становится в мегаполисах все более актуальным: формируется спрос на товары более высокого качества и на другой уровень сервиса», — добавляет аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. По словам Евгения Кривошеева, татарстанской сети, скорее всего, придется выстраивать в регионе местные производственные мощности по приготовлению готовой еды, а также перейти на местных поставщиков в ряде сегментов: «К примеру, в молочном сегменте им придется работать с локальными поставщиками, потому что нижегородцы привыкли к продукции местных заводов и будут голосовать за нее рублем. С учетом доли молочной продукции в общем объеме оборота розничной торговли они не смогут не учесть эти предпочтения».
Впрочем, управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко отмечает, что с учетом ресурсов и связей собственников сети окупаемость проекта отходит на второй план. «По сути, здесь отсутствует экономическая модель: если у собственников есть неограниченный денежный ресурс и поддержка властей Татарстана, магазину ничего не угрожает, независимо от доходности или убыточности, главное — чтобы было „дорого и богато“. Поэтому местным сетям нечего бояться, они могут расслабиться: есть какие-то люди, которые из интереса будут ходить туда есть необычные салаты, но на рынок это никак не повлияет», — уверен господин Потапенко. «Конечно, в 2014 году темпы роста объемов розничной торговли снизились в два с половиной раза по сравнению с 2013 годом и составили всего несколько процентов. Но если есть ресурсы и площадка, то падение объемов рынка еще не повод для „Бахетле“ отказываться от выхода на новый рынок, тем более что компания обычно придерживается осторожной стратегии развития», — заключает Максим Клягин из «Финам менеджмента».