"Свое особое отношение к России поляки пытаются привить всей Европе"
В четверг Дональд Туск официально уйдет с поста премьер-министра Польши и начнет подготовку к вступлению в новую должность – председателя Европейского совета. Обозреватель газеты "Коммерсантъ" Максим Юсин задумался над тем, чем грозит Москве назначение на один из ключевых постов в ЕС представителя Польши – главного оппонента России в Европе.
Недавно один французский политолог признался мне: "Если бы не поляки и не балтийские государства, нам было бы гораздо легче отстаивать в ЕС взвешенный подход по отношению к Москве. Но с их стороны идет такой прессинг, что ему очень сложно противостоять".
И действительно, инициаторы самых жестких антироссийских санкций – именно поляки и три балтийские республики. Именно они подталкивают партнеров по ЕС к суровому наказанию Москвы за ее политику на Украине и к максимальной помощи киевским властям – вплоть до военной. И вот теперь представитель самой крупной и самой влиятельной из этих четырех стран заступит на один из ключевых постов в Объединенной Европе. С 1 декабря Дональд Туск станет председателем Европейского совета, сменив бельгийца Хермана ван Ромпея.
Чем это грозит Москве? Сможет ли экс-премьер Польши в своем новом качестве добиться ужесточения политики ЕС на российском направлении?
Думаю, не стоит делать хорошую мину при плохой игре и отрицать очевидную вещь: назначение Туска – не слишком приятная новость для Москвы. Сегодня Польша – пожалуй, главный геополитический оппонент России в Европе. Да и не только сегодня – так было в последние четыре века, за исключением той эпохи, когда наш западный сосед не имел своей государственности, либо находился в социалистическом лагере. Там уж волей-неволей приходилось считаться с Москвой.
В остальное же время Европа наблюдала извечный спор славян, двух крупнейших славянских народов, между собой. То поляки оккупировали Москву (вначале одни, потом – с Наполеоном), то русские – Варшаву. Сегодня же, пользуясь своим членством в ЕС, Польша втягивает в наши вековые славянские семейные разборки весь континент – и греков, и португальцев, и мальтийцев с ирландцами.
Свое особое отношение к России поляки пытаются привить всей Европе. И надо признать: в последнее время – на фоне украинского кризиса и благодаря поистине титаническим усилиям польских политиков – им это во многом удалось.
Ведь у других стран ЕС свои приоритеты — у кого-то Африка, у кого-то Ближний Восток, у кого-то Балканы или Средиземноморье, им не до бывшего СССР. А у поляков – один приоритет, одна цель: максимальное вытеснение России с постсоветского пространства, геополитический реванш за поражения и унижения последних веков.
В этом смысле на чудо рассчитывать не приходится. Дональд Туск – сын своего народа. Ни сочувствия, ни понимания России от него едва ли стоит ждать. Но при этом есть и несколько положительных моментов.
Во-первых, из всех польских политиков Дональд Туск – один из самых взвешенных и умеренных. Это не Ярослав Качиньский с его неприкрытым, где-то даже неприличным национализмом. В свое время Туск неплохо находил общий язык с Владимиром Путиным. Возможно, и в новом качестве он будет способен вести уважительный, корректный диалог.
Во-вторых, на посту главы Евросовета Туску в большей степени придется заниматься экономикой. А за внешнюю политику ЕС будет в первую очередь отвечать новый верховный представитель по иностранным делам, итальянка Федерика Могерини. А ее как раз те же поляки не хотели утверждать на этом посту, так как считали слишком лояльной по отношению к России.
И наконец, в третьих, существовала большая вероятность, что именно пост главного дипломата ЕС мог достаться еще одному поляку – министру иностранных дел Радославу Сикорскому. Вот это был бы для Москвы совсем печальный вариант – Сикорский занимает по отношению к ней гораздо более жесткую позицию, чем Туск.
Так что итоговый расклад сил в новом руководстве ЕС не самый плохой для Москвы. С будущим председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером из Люксембурга и с госпожой Могерини Россия при желании должна найти общий язык.
Ну а Дональд Туск, по-видимому, будет в этой компании злым следователем. При нынешнем состоянии отношений между Москвой и ЕС эту роль все равно кто-то должен был исполнять.