"У армии два состояния: она или воюет, или готовится воевать"
Владимир Путин объявил внезапную проверку боеготовности войск на востоке России. В 10 утра по Москве на полигоны вывели войска Восточного военного округа. Об этом сообщил министр обороны Сергей Шойгу на совещании. Член президиума Общественного совета при Минобороны РФ, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Дарьи Полыгаевой.
"Особое внимание при проверке уделить перегруппировке войск на большие расстояния", — говорится в приказе главы Минобороны. Как передает "РИА Новости" со ссылкой на Шойгу, Путин поручил проверить, готовы ли ведомства и регионы Дальнего Востока функционировать в условиях военного времени. В частности, проверку пройдут Минпромторг, Минкомсвязи, Минтранса, Роспечать, Россвязь, Росавиация.
— Это не первая внезапная проверка боеготовности войск за последний год. С чем связано такое количество проверок?
— Эта конкретная проверка связана с тремя факторами. Во-первых, все внимание российских граждан, российских военнослужащих и большинства наблюдателей приковано к Западному военному округу. Именно поэтому, наверное, имеет смысл поднять по тревоге не его, а какой-то другой округ. Второй момент: хороший диалог, у нас растет товарооборот, но мы знаем, что потенциально отношения с Китаем грозят огромным количеством проблем. Мы помним, какими эти проблемы были относительно недавно.
Долгое время Восточный округ снабжался вооружением, туда поступал личный состав по остаточному принципу. Поэтому, не называя Китай нашим потенциальным противником, мы должны понимать, что нужно готовиться ко всем сценариям. Еще один немаловажный фактор: у нас вообще-то Япония, являющаяся союзником Соединенных Штатов, имеет к нам территориальные претензии из-за островов Курильской гряды. Потому тоже надо быть готовым в случае каких-либо осложнений защищать российскую территорию от японцев, которые являются союзниками Соединенных Штатов на Дальнем Востоке.
Еще один момент: в виду того, что территория России такая протяженная, нет личного состава, и нет даже того миллиона, который запланирован, нужно тренироваться оперативно перебрасывать войска из одного округа в другой, перебрасывать технику, в том числе на большие расстояния, на тысячи километров, тренировать безопасность в воздухе, тренировать призыв военнослужащих. Это очень правильная и своевременная мера.
— Раньше, если я не ошибаюсь, не встречалась формулировка "работать в условиях военного времени"?
— Я не знаю, что скрывается за этими бюрократическими формулировками, но совершенно очевидно, что у армии, по большому счету, два состояния: она или воюет, или готовится воевать. Соответственно, когда она готовится воевать, она должна понимать, что наступит момент и будет военное время, а не мирное, поэтому это тоже правильно и нужно.
— Тот факт, что ведомства тоже должны подготовиться к работе в условиях военного времени, впервые происходит? Мне почему-то кажется, что раньше такого не было, что еще и ведомства.
— Совершенно очевидно, что военное время затронет не только силовые ведомства, например, Службу внешней разведки, но и парасиловые ведомства, такие как таможня, ГУИН. Помимо этих парасиловых ведомств, война наложит отпечаток и на гражданские ведомства, и не важно, будь то Минсвязи или Министерство здравоохранения. У всех этих министерств должен быть план, как они будут работать в случае военного времени. Это тоже, наверное, правда, потому что наверняка в душе все считают, что войны не будет, что уж там тренироваться. Соответственно, как это часто бывает, когда все происходит, те или иные министерства и ведомства к этому не готовы, поэтому необходимо это тоже предусмотреть.