НКО повернут лицом к обществу
Transparency готовит кодекс этики для некоммерческих организаций
Международная антикоррупционная организация Transparency International создает кодекс этики для российских НКО. Как заявили "Ъ" эксперты Transparency, в РФ у правозащитных организаций зачастую отсутствуют не только свод правил и порядок отчетности перед гражданами, но и сайты, на которых можно уточнить хотя бы их адрес.
Вчера представители российского отделения Transparency International представили первые тезисы "Кодекса этики для правозащитных НКО". На его реализацию был выделен кремлевский грант в размере 5 млн руб. "Нам предстоит проанализировать как западный опыт, так и опыт российских организаций по повышению их информационной открытости",— заявил "Ъ" замдиректора организации Алексей Шляпужников. По его словам, за основу взят кодекс этики самой Transparency. В нем, в частности, говорится, что члены правления НКО не имеют права на оказание услуг, связанных с освоением средств, полученных организацией в целевое управление. Также членам организации запрещено принимать подарки в любой форме, "если их принятие может влиять на деятельность Transparency". Каждый случай нарушения, согласно кодексу, разбирает специальная комиссия по этике при НКО. По словам господина Шляпужникова, в качестве эксперимента до мая 2015 года три организации будут работать по руководствам, составленным на основе этого кодекса: петербургская "Беллона", московский "Общественный вердикт" и новосибирский Институт развития прессы. По итогам будет создан единый кодекс этики, который будет внедряться в работу НКО. "Не думаю, что есть необходимость признания его на законодательном уровне, но мы не будем против, если власти к нам прислушаются",— сказал господин Шляпужников.
Как пояснил замдиректора Transparency, необходимость создания кодекса этики назрела по итогам исследования открытости российских НКО. Как сообщал "Ъ" 17 апреля, исследование охватило деятельность 107 организаций, в разное время получавших государственные гранты. Из них только 58% отчитались о расходовании средств. По словам господина Шляпужникова, большинство российских НКО по-прежнему не имеют собственных сайтов и не считают нужным размещать информацию о полученных грантах.
Глава российского офиса международной правозащитной организации Amnesty International Сергей Никитин подтверждает: "На внутреннем сайте для всех сотрудников существует своеобразный меморандум, в котором четко расписано, что можно считать коррупционным проявлением, а что нет, но это в большей степени свод рекомендаций". Например, рассказал он, сотрудники Amnesty не имеют права получать никаких гонораров в связи со своей работой от лиц, не имеющих отношения к организации. "Несколько лет назад меня позвали выступить на радио, а после сообщили, что мне причитается гонорар. Сверившись с меморандумом и поговорив с руководством, я выяснил, что это запрещено",— говорит господин Никитин. Также организация, имея головной офис в Великобритании, постоянно дополняет свой кодекс этики в связи с изменениями в местных законах. "Например, после ужесточения законодательства о взятках нам был разослан циркуляр, в котором говорилось о недопустимости вручения чиновникам подарков любого рода",— пояснил глава московского офиса Amnesty.
По мнению господина Шляпужникова, внедрение подобной корпоративной культуры среди российских НКО повысит уровень доверия к ним среди россиян. "Перед государством мы и так открыты, но необходимо отчитываться и перед гражданами",— добавил он. По мнению директора "Левада-центра" Льва Гудкова, повысить доверие к НКО таким образом будет трудно. По данным опроса "Левада-центра" за 2013 год, только 29% опрошенных имели четкое представление о деятельности НКО, а 35% положительно отнеслись к введению для организаций статуса "иностранный агент". "Информкампания, сопровождавшая принятие нового закона об НКО, слишком сильно подорвала их репутацию, чтобы они смогли быстро завоевать доверие граждан",— считает господин Гудков.