«У части пермского политического истеблишмента появилась мода на безответственность»
Глава администрации губернатора прокомментировал итоги кампании
14 сентября в Прикамье состоятся муниципальные выборы — своих глав будут выбирать жители Чайковского, Кудымкара, Уинского, Кизеловского, Ординского районов. О том, как прошла эта кампания, кто виноват в возможном срыве референдума в Чайковском , а также почему краевые власти не поддерживают законопроекты с прямыми выборами глав, „Ъ“ рассказал глава администрации губернатора АЛЕКСЕЙ ФРОЛОВ.
— В сентябре в Пермском крае закончится очередной избирательный цикл. Дайте вашу оценку этим выборам.
— Хотя в нынешнем электоральном цикле участвует каждый четвертый избиратель региона, он, конечно же, во многом носит тестовый характер. Напомню, что впереди большие федеральные кампании — выборы в Госдуму и Президента России. Нынешний избирательный цикл мы стараемся сопровождать максимально спокойно, так как мы изменили формат отношения как к избирательным кампаниям, так и к дальнейшей работе с главами — будем работать с теми, кого определят избиратели своим волеизъявлением. Естественно, такая установка совсем не означает вседозволенности. Администрация губернатора просто не имеет права прощать нарушения закона и игнорировать иные вызовы — например, когда во власть рвется откровенный криминал. Отмечу, что даже наши традиционные внутриполитические оппоненты отмечают отсутствие каких-либо серьезных «потрясений» и нарушений, связанных с избирательным процессом.
Сегодня во внутренней политике губернатора всего два маркера: закон и личная ответственность. Для тех, кто готов честно и конструктивно работать на благо Пермского края, дорога во власть открыта.
— С законом понятно. Что вы понимаете под личной ответственностью политика?
— По-мужски отвечать за свои слова… У части пермского политического истеблишмента появилась мода на безответственность. Возьмем Чайковский. Местные власти инициировали референдум по злободневной теме объединения города и района. Когда оказалось, что одного желания и разговоров мало, то за голову схватились: референдум может не состояться. Помогайте, говорят, сами не справимся. У меня вопрос к инициаторам проведения референдума: а кто будет отвечать за потраченные государственные деньги? Кто ответит за то, что год обещали людям объединение, а вместо этого продемонстрировали то ли саботаж, то ли управленческую импотенцию? Необходимо разъяснять свою позицию, предполагаемые результаты объединения людям, живущим на территории, а не губернатору и его администрации. В конце концов, вы главы, руководители территорий — вам и работать с жителями муниципалитетов, убеждать в своей правоте и в итоге отвечать за результат.
— Отстранение от выборной гонки основных кандидатов в Кизеловском районе (Александра Гаврилова) и Кудымкаре (Анатолия Голубкова) — чья заслуга?
— Их собственная. У нас не было возможности каким-либо иным образом реагировать на нарушения закона. Если в первом случае не были предоставлены все необходимые для регистрации кандидатом документы, то во втором — всем известная коллизия коррупционной направленности. Могу с уверенностью сказать, что в случае нарушения законов по-другому не будет, более «мягких» решений ожидать не стоит.
— В заксобрание поступили сразу пять законопроектов о способах формирования муниципальной власти. Четыре из них подразумевают прямые выборы глав территорий и поселений. Какова ваша позиция?
— Думаю, неуместно навязывать депутатам свою точку зрения. В парламенте собрались самостоятельно мыслящие люди. Тем не менее, осмелюсь выразить, может быть, не популярное в среде пермских либералов и правозащитников мнение. Для Пермского края прямые выборы глав городов и районов несвоевременны. Необходимо выстраивание управленческой вертикали — по типу той, что существует сегодня на федеральном уровне и в большинстве других российских регионов. Пока у нас царит какая-то нескончаемая «политическая весна» и идут бесконечные споры о том, как нам обустроить Прикамье, соседи занимаются реализацией конкретных серьезных проектов. И обходят нас на повороте — во многом благодаря выстроенной вертикали власти.
Многие гордятся тем, что Пермь считается либеральной столицей России. Наверное, потому, что после долгих лет такого «либерализма» нам больше нечем похвастаться. Я никогда не скрывал своей точки зрения на сей счет: пермский либерализм необходимо немного «подморозить», добавить личной ответственности и консерватизма. Без этого нам порядок в регионе не навести. Иначе вместо решения проблем будем бесконечно заседать и спорить о словах.
Кстати, социологические исследования этого избирательного цикла, с итогами которых я знакомился, показывают, что, выбирая между порядком и амбициями отдельных политиков, люди однозначно выбирают первое.
— Началась ли работа над выборами в заксобрание края и городскую думу Перми?
— Конечно. Это важная часть моих должностных обязанностей. В администрации идет постоянный мониторинг работы нынешнего состава этих законодательных органов. Внимательно оцениваем эффективность и конструктивность законодательной деятельности. Фиксируем поддержку депутатов и их инициатив со стороны избирателей. В последнее время большое значение приобретают консультации с силовиками по антикоррупционной проблематике. И хотя, на мой взгляд, уровень компетентности нашего депутатского корпуса довольно высок, вопрос ротации объективно и неизбежно встанет. Ничего постоянного нет, ни одно законодательное собрание и городская дума еще не переизбирались в Перми на новый срок в том же составе. Меняется политический ландшафт и корректируется законодательство. Наконец, изменяются политические предпочтения избирателей. Новые проблемы требуют новых людей и решений.
— На этой неделе у вас появился новый заместитель — Кирилл Маркевич, экс-владелец медиахолдинга «Урал-Информ». Какие задачи стоят перед ним?
— Думаю, вы согласитесь, что Кирилл Игоревич деятельный пиар-менеджер. За относительно короткое время он сумел стать известной в крае публичной фигурой. Конечно, на новом посту ему придется решать во многом новые для себя задачи. Предстоит добавить конструктива во взаимоотношениях с внешним контуром, научиться работать в большой государственной системе. И спрос с него теперь тоже будет другой — ведь он стал госслужащим с конкретным четко определенным кругом обязанностей. Со своей стороны могу только пожелать ему успеха на новом поприще.