Бизнес выставил счет за учебу
Предприниматели требуют повысить качество высшего образования в РФ
Представители бизнес-сообщества на заседании в Общественной палате (ОП) РФ жестко раскритиковали российское высшее образование. Компании жалуются, что им приходится подолгу переучивать вчерашних студентов, и просят государство компенсировать затраты на обучение. Преподаватели оправдываются повышенной нагрузкой и предлагают властям в три раза повысить расходы на высшую школу.
Открывая заседание, посвященное проблемам трудоустройства выпускников вузов, член ОП, доцент Высшей школы государственного аудита МГУ Елена Шапкина привела данные Росстата. Сейчас в России более 4 млн безработных, и каждый четвертый из них — недавний выпускник вуза. Более 20% дипломированных специалистов не могут найти работу в течение первого года после выпуска. «Данные факты показывают, что вузы выпускают неактуальных на рынке труда специалистов»,— заключила госпожа Шапкина.
Бизнес объясняет эту ситуацию просто: знания, которые получают студенты в вузах, оторваны от реальности. «Ребята говорят нам, что за полтора месяца практики они узнают больше, чем за четыре года,— сказала специалист по работе с вузами авиакомпании “Трансаэро” Марина Машошина.— Я была на одном собеседовании, когда студентка четвертого курса московского вуза не смогла назвать элементарные вещи — основные части самолета». По словам госпожи Машошиной, компания готова переучивать студентов, но вуз зачастую не дает и базовых знаний, особенно это касается английского языка.
Директор департамента исследования и образования Mail.ru Group Дмитрий Волошин пожаловался, что компании обычно приходится доучивать выпускника вуза около года, а затраты на это «драматично высоки». Поэтому в Mail.ru Group решили самостоятельно готовить нужных компании специалистов. «Сейчас в России нет ни одного вуза, который выпускал бы только программистов,— рассказал господин Волошин.— Поэтому мы открыли свои бесплатные курсы для студентов МГУ и Бауманки. Компания сама разработала обширную учебную программу — это примерно половина всего бакалавриата по часам. Но абитуриенты с каждым годом поступают все хуже и хуже подготовленными, поэтому нам придется увеличивать длительность курсов». Сейчас Mail.ru Group готовит таким образом около 500 человек в Москве и планирует принимать на работу только выпускников своих курсов. «У наших вузов не хватает квалифицированных преподавателей в сфере IT,— объяснил эксперт.— Чтобы оставаться профессионалом, преподаватель должен постоянно работать в этой сфере, а вузам нужен читающий лекции профессор».
Член ОП РФ, заведующая кафедрой социологии и политологии Ульяновского госуниверситета Нина Дергунова заступилась за коллег. «На Западе вузовский преподаватель должен прочитать 300 часов лекций в год, а у нас 900–1000 часов,— объяснила она.— Работать, узнавать что-то новое просто некогда». При этом вузу не нужен узкий специалист в одной области, поэтому профессору приходится вести дополнительные курсы, даже если он сам знает о них только то, что написано в учебнике. «Надо в три раза снизить учебную нагрузку, чтобы освободить преподавателей,— резюмировала госпожа Дергунова.— А для этого надо увеличить финансирование высшей школы в три раза».
Компании, участвовавшие в заседании, заявили, что хотели бы получить от государства компенсацию расходов на дополнительное образование. Это можно было бы сделать с помощью налоговых вычетов. Другой вариант — ввести прямое субсидирование подобных курсов со стороны государства из расчета 50 на 50. «Это позволит создавать свои образовательные проекты не только крупным компаниям, но и предприятиям с меньшей прибылью»,— объяснил Дмитрий Волошин.