"Ограничие импорта автомобилей — это мягкий ответ на западные санкции"
Россия может ограничить импорт автомобилей и одежды в ответ на новые санкции Евросоюза, заявил помощник президента Андрей Белоусов. Член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Максима Митченкова.
Фото: Kai Pfaffenbach, Reuters
По словам Белоусова, Минэкономразвития уже подготовило второй пакет ответных санкций. Они коснутся тех сфер, где европейские партнеры больше зависят от России. В частности, речь идет о запрете ввоза подержанных машин.
— Как вы считаете, такой ответ на санкции можно назвать равнозначным?
— Нет, по крайней мере, в первом приближении он не выглядит равнозначным.
— Это ответ более жесткий или более мягкий, как вы расцениваете?
— Это более мягкий ответ, по крайней мере, производит такое впечатление.
— Евросоюз от этих санкций не пострадает, по-вашему?
— Так говорить нельзя, но пострадает в меньшей степени, чем могут пострадать наши компании.
— А наши компании как пострадают?
— Ущерб может быть достаточно серьезным, достаточно ощутимым.
— Когда говорят, что пострадают наши компании, вы имеете в виду сами санкции Евросоюза или наши контрмеры? Потому что, как мы знаем, от наших контрмер тоже наши компании страдают.
— У нас разговор становится немного неконкретным, я имею в виду, что наши компании могут пострадать и, скорее всего, пострадают от санкций естественно.
— Почему, как вы думаете, Россия может остановиться именно на импорте автомобилей и одежды в качестве ответных мер? Уже назывались и другие контрмеры, в частности ограничение полетов над Россией, Дмитрий Медведев об этом говорил, почему сейчас изменение решения произошло?
— По поводу ограничения полетов с самого начала были комментарии достаточно разумные и консенсусные: это очень сильная мера. Судя по всему, наша сторона решила сейчас ее не использовать, или просто приберегают, если, не дай бог, дело будет развиваться и дальше.
— Как от таких контрмер пострадают наши потребители?
— Я хочу напомнить, что когда стали говорить о необходимости ответных мер, президент Владимир Путин предложил своего рода формулу, эти меры потом получили название аккуратных, они должны помогать российским производителям и не наносить ущерба российским потребителям. Как мне кажется, когда российская сторона идет на определенные ответные действия, она, прежде всего, руководствуется этой формулой.
— Вы считаете, что потребители не пострадают, правильно я понимаю?
— Потребители не должны серьезно или значимо пострадать, по крайней мере, такова философия наших ответных мер. Кроме того, насколько мне известно, импорт подержанных автомобилей — это вещь в настоящее время достаточно маргинальная у нас. Я не знаю, как с сектором продуктов и вещей, там назывались различные luxury goods, но я не думаю, что это способно затронуть значимые группы потребителей в количественном смысле.
— Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что европейским компаниям, да и самим налогоплательщикам тоже придется платить по счетам за эти санкции. Что он имел в виду?
— То, о чем мы говорим. Подержанные автомобили не только кто-то покупает, но и кто-то продает, и эти товары непромышленные тоже кто-то производит на Западе и продает.
