Гастрольная дипломатия
Борис Барабанов о том, выдержит ли музыкальный бизнес атаку политики
Одним из самых громких летних скандалов стала отмена выступления Мэрилина Мэнсона во время фестиваля Park Live на ВДНХ. Его отменили после звонка о заложенной бомбе, прозвучавшего буквально за несколько минут до выхода певца на сцену. Бомбу не нашли. Ведется следствие.
Вскоре после Park Live у организовавшего фестиваль агентства "Мельница" был запланирован концерт группы Slayer. Радикально настроенные патриоты призывали к срыву концерта по сценарию Park Live. В итоге все прошло на ура, или, как выразился глава "Мельницы" Сергей Мельников, здравый смысл оказался сильнее гнили.
Вряд ли стоит ожидать фундаментальной атаки на концертный бизнес. Ни по-настоящему серьезных денег, ни возможностей крупных политических спекуляций в нем нет. На этом сходится большинство экспертов. С другой стороны, сложно не замечать участившиеся отказы музыкантов ехать в Россию. Самые яркие и обидные примеры — The National и Роберт Плант. Политические причины либо озвучиваются впрямую, либо вуалируются под "технические".
Далеких от политики и при этом очень качественных музыкальных коллективов в мире достаточно, чтобы эта отрасль жила. И все-таки осадок остался. Уверенности в том, что фестиваль Park Live состоится в следующем году, нет ни у кого. Меняется культурный фон, меняется вообще вся жизнь, и, в частности, меняется ВДНХ. Там теперь новое руководство со своим видением зрелищного наполнения территории. Там теперь обновленный Зеленый театр, где успели провести несколько вполне заметных мероприятий. Тем временем Сергей Мельников интригует пользователей соцсетей, фотографируясь в компании продюсера "Нашествия" Андрея Матвеева и закрывшего прошедшим летом свою "Кубану" Ильи Островского. Слухи о новом фестивальном бренде, который следующим летом переплюнет все существующие, циркулируют все активнее.
Музыканты все чаще отказываются ехать в Россию: политические причины либо озвучиваются прямо, либо вуалируются под «технические». Но и далеких от политики и при этом очень качественных коллективов в мире достаточно, чтобы отрасль жила
А пока остается надеяться на то, что не сорвется ничего из уже анонсированного на нынешний сезон. Причем его характерной чертой становится импровизация промоутеров. Недавний концерт Шинейд О'Коннор на том же ВДНХ анонсировали за каких-то три недели до события. Меньше чем за месяц планируется раскрутить презентацию нового альбома Трики в "Известия Hall", назначенную на 1 октября.
И еще несколько заметных дат. 3 октября зрителей Crocus City Hall ждет уникальный аттракцион сценического долгожительства — концерт к 90-летию Шарля Азнавура с юбиляром в главной роли. 11 октября на Ray Just Arena — электронная группа Trentemoller в своей "живой" ипостаси, покорившей публику европейских летних фестивалей. 13 октября в "Главклубе" выступит живой классик белого блюза — 80-летний Джон Мэйолл. 16 октября рекомендуем не пропустить в "Известия Hall" сольный концерт принцессы электропопа Виктории Хескет, выступающей под псевдонимом Little Boots. 22 октября в "Крокусе" свой новый альбом представит Ленни Кравиц, а 3 ноября в "Главклубе" — премьера у эксцентричных исландцев GusGus. 1 декабря в Crocus City Hall сыграет дуэт взволнованных виолончелистов 2Cellos, которые еще недавно выступали здесь на разогреве у Элтона Джона, а теперь тянут на целый сольный концерт. 11 декабря в "Главклубе" пройдет без преувеличений долгожданное выступление классиков индастриала Einsturzende Neubauten во главе с Бликсой Баргельдом. А 12 декабря в "Крокусе" свое шоу покажет, возможно, самый востребованный европейский эстрадный артист нашего времени — бельгиец Стромай. Этот список — то, что бросается в глаза. Гастрольная нива плодоносит, как и раньше. Наперекор всему.