«Нужно становиться медведями. В новом климате они выживают, а тигры — нет»
Максим Фалдин о том, что делать, когда западные инвесторы покидают Россию
Детский вопрос "Кто победит — тигр или медведь?" недавно приобрел для меня неожиданную актуальность. Западные инвесторы (для меня это Tiger Global) покидают Россию. Вместо них приходят русские. И приносят совсем другую реальность. Медведь ничем не хуже тигра. Но это другое животное, способное выживать в среде, где у тигра мало шансов. В отрасли начался новый период — время российского капитала.
Это произошло в июле: кто-то сбил малайзийский "боинг", и мир развернулся. Спустя всего 12 часов после падения "боинга" у меня состоялся конференц-колл: голос с нью-йоркским акцентом за несколько минут развернул мой мир на 90 градусов. Возможно, навсегда.
В чем причина такого разворота? В политической конъюнктуре и возможностях на других рынках. Сейчас инвестиционная ситуация в России и в остальном мире развивается по диаметрально противоположной логике. В мире очень много свободных денег, вокруг происходят громкие сделки, рекордные IPO. Это случается повсюду, но не в России. Наша страна практически на 100% осталась за бортом инвесторского ренессанса. Совпали два тренда: радикально выросшие репутационные риски и растущие возможности в других частях света. Из второго (после Китая, Бразилии и Индии) приоритета инвесторов наша страна превратилась в периферийную для них территорию.
Как предприниматель, я вижу в этом не повод погоревать или постебаться над несчастными из движения "Крымнаш", лишенными теперь польских яблок и финских йогуртов. Совсем не то! Я вижу в этом большие возможности. Сложившаяся ситуация открывает для всех, кто готов адаптироваться, огромные перспективы.
С точки зрения экономики электронная коммерция отлично себя чувствует: рост продолжается, люди переключаются на покупки в интернете, начали появляться по-настоящему большие игроки. Вакуум капитала и экспертизы, поступавших с Запада, будет заполняться локальными игроками. Медведи быстро начнут занимать брошенные тиграми территории. Низкий уровень конкуренции гарантирует им в ближайшие годы очень комфортную жизнь. Так уже было не раз в российской истории: с банками, ритейлом, нефтяным бизнесом. Неспособность западных игроков долго оперировать внутри нашей страны всегда приводила к обогащению местных.
Главное качество, которое потребуется в этом новом мире,— адаптивность. Тигры еще долго не вернутся, и электронную коммерцию в стране придется достраивать уже без них. Значит, нужно менять модели и подходы. И становиться медведями. В новом климате нашей страны они выживают, а тигры — нет.