Зомби-маркетинг
Как зомби помогают мобильным приложениям завоевывать спортивный рынок
Чтобы завоевать сердца и кошельки пользователей, создатели мобильных приложений для фитнеса превращают скучные программы тренировок в приключенческие романы с зомби, апокалипсисом и киберпанком в качестве мотивирующего фона для пробежек и кроссфита.
"А теперь беги! Просто беги!" — кричит мне сержант сквозь радиопомехи. Я слышу грохот врезающегося в землю вертолета, а затем бесстрастный голос в наушниках сообщает, что до базы поселения Абель всего 4 км. Но есть небольшая проблема: ко мне приближаются зомби.
И я бегу. По дороге я собираю полезные предметы, которые помогут моей базе укрепиться и выстоять осаду: аптечки, батарейки, питание и почему-то лифчик. Порой кружащие по окрестностям зомби бросаются преследовать меня, и я ускоряюсь. Как правило, мне удается уйти, но порой они достают меня. Это обидно, потому что уменьшается количество очков, которые я мог бы вложить в развитие базы. И конечно, противно слышать их дыхание у плеча.
По дороге мне попадается папка с документами, из них я узнаю кое-какие детали о заражении. В упавшем "коптере" есть кассеты с переговорами пилотов с базой, а в заброшенном госпитале можно найти выписки из истории болезни пациентов со странными симптомами и не менее подозрительными методами лечения. Чем дальше я бегу, тем дальше заходит мое расследование и крепнет моя база. В конце концов, чтобы выжить, мне нужно просто бежать.
"Zombies, Run!" — мобильный фитнес-тренажер от британской компании Six to Start. Ее первая версия была выпущена два года назад и стала хитом, собрав за квартал более 100 тыс. установок при стоимости $8 — весомой для рынка мобильных приложений. "Zombies, Run!" — мобильный технофитнес-триллер для тех, кому скучно бегать под музыку или деловитые советы электронного тренера. Сердце приложения — постапокалиптическая история, написанная британской писательницей-фантастом Наоми Алдерман. В игре 160 миссий, звуковые эффекты которых порой заставляют подпрыгивать на месте, а от звуков приближающихся зомби хочется припустить еще сильнее. В записи этого аудиошоу принимали участие в общей сложности 45 актеров.
Помимо бега "Zombies, Run!" предлагает компактный вариант ролевой игры — с прокачкой персонажа и базы. После тренировки игрок должен распределять баллы и заниматься обустройством базы. А заодно проверить свои фитнес-показатели. "Мы замечали, что пользователи только поначалу интересуются характеристиками, которые собирают для них фитнес-треккеры,— говорит в интервью СФ основатель компании Six to Start Адриан Хон.— Интерес же к событиям вокруг базы, управление заработанным скарбом оказывается эффективным элементом игрофикации".
На счету Хона десяток мобильных приложений и игр, построенных на вовлечении пользователя в игру. Некоторые из них он делал для крупных медиакомпаний, таких как Disney, BBC, Channel 4. Нарратив, квесты, игрофикация и немного апокалипсиса — вот рецепт успеха проектов Six to Start. Однако компания, возможно, так и осталась бы "разработчиком с изюминкой", если бы к этому рецепту не добавили еще один ингредиент — спорт.
За последние десять лет мода на бег превратила его в динамичный и прибыльный рынок. С 2004 года общее количество людей, занимающихся бегом в США, по данным Национальной ассоциации производителей спортивных товаров, выросла на 70% — до рекордных 42 млн человек. Вот только Хон не входил в их число. "Я ненавидел бег еще тинейджером,— говорит Хон.— И поначалу здорово обрадовался, когда появились гаджеты вроде Garmin Forerunner GPS или такие мобильные приложения, как "RunKeeper". Правда, вскоре выяснилось, что они ужасно скучные".
Идея беговой игры пришла от Алдерман, с которой Хон работал над сюжетными играми для телеканалов. "Однажды Наоми записалась в секцию бега. На первом занятии тренер спросил, зачем они хотят научиться бегать,— рассказывает Хон.— Одна женщина ответила: "Чтобы сбежать от полчищ зомби". Все посмеялись, но, когда Наоми рассказала мне эту историю, мы поняли, что это идея!"
В апреле этого года вышла третья версия "Zombies, Run!". Правда, вместо "версия" для этого проекта больше подходит термин "сезон", как для телесериалов. Всего в мире продано уже более 1 млн копий "Zombies, Run!". В прошлом году журнал Fast Company включил Six to Start в десятку самых инновационных компаний в спортивной индустрии, наряду с Nike. Но Хон не собирается почивать на лаврах. В конце прошлого года его компания выпустила приложение "The Walk" — технофитнес-триллер для любителей ходьбы. Сердцем "The Walk" также стала постапокалиптическая история с детективным сюжетом, написанная Алдерман и упакованная в настоящий "театр у микрофона". Во время ходьбы, в отличие от бега, человеку гораздо удобнее смотреть на экран смартфона и выполнять с ним манипуляции. Поэтому в "The Walk" есть карта с маршрутом, по которому перемещается точка вашего местоположения. По пути надо открывать "секреты" на карте, что обогащает контекст, впрочем, как и выполнение дополнительных квестов.
В августе этого года Six to Start представила и третий проект в своей спортивной коллекции — "Superhero Workout". После бега и ходьбы компания взялась за упражнения. Размышляя, как можно превратить выполнение приседаний и отжиманий в игру, Хон решил, что приложение должно понимать, сколько упражнений вы сделали. Это позволит контролировать программу тренировок, вести учет калорий, а главное — назначать бонусные баллы за выполненные миссии. "Мы пытались адаптировать системы распознавания движений других разработчиков,— рассказывает Хон.— Но они были либо недостаточно точными, либо медленными". Тогда эту систему компания разработала сама.
Достойное выполнение миссий увеличивает игровые характеристики героя. В игру включены два десятка миссий-испытаний, в ходе которых игрок, например, должен будет, боксируя, сбивать летящие на него с экрана смартфона ракеты. Чем дальше — после бега, ходьбы и упражнений — он займется, Хон не говорит: "Есть целая куча спортивных упражнений и еще больше путей, мотивирующих людей заниматься ими".